Слайд 3Урок № 2
6 класс
По программе Е.А. Быстровой
Слайд 4Пятое сентября.
Классная работа.
Слайд 7Текст, его признаки. Тема и основная мысль текста. Микротема текста.
Слайд 8
1 2 3 4
2
Что я знаю по теме
урока…
Слайд 9Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.
Слайд 10Цели урока:
Повторить основные признаки текста;
Повторить типы речи.
Слайд 13Текст
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой
и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания.
Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.
Слайд 14 упр. № 5, стр. 7
Докажем, что предложения упр. № 5
представляют собой текст.
Слайд 15Вспомните
Какие признаки текста вы знаете?
Слайд 16Текст – особая единица языка и речи
Основные признаки текста:
Информативность
Цельность - тематическое
и композиционное единство всех его частей;
Связность - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
Завершенность - относительная законченность.
Слайд 17Вспомните
Как определить тему и основную мысль текста?
Слайд 18
Содержание, тема и идея
текста
Смысл текста – единство его содержания
и словесной формы выражения этого содержания
Содержание текста может быть выражено только в словесной форме
Единство тексту придают тема и идея
В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор
Слайд 19Основная мысль (идея) текста
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к
предмету речи, его оценку изображаемого.
В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки.
Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Слайд 20Темы широкие и узкие
Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть
широкими, общими и узкими, конкретными.
Например: Охрана природы—широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая.
Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.
Слайд 231. Определим тему текста.
2. Определим основную мысль?
3. Как бы вы его
озаглавили?
4. Выделим микротемы текста.
5. Составим план текста.
Слайд 24Вспомните
Какие типы речи вы знаете?
Слайд 25В русском языке
различают 3 типа речи:
повествование
описание
рассуждение
Слайд 26В повествовании говорится о последовательных действиях
В описании говорится об одновременных признаках
В
рассуждении говорится о причинах свойств или явлений
Слайд 27Какой предмет?
Что произошло?
Почему?
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 28Определим тип речи анализируемого текста?
Выполните задание 4.
Слайд 29Рефлексия
Что вы знали по теме урока? Что узнали нового?
Какие вопросы у
вас возникли в ходе урока? Получили ли вы на них ответ?
Что вы не смогли понять (вспомнить)?
Что вам стоит повторить дома?
Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?
Слайд 31Параграф 1
Выполните упражнение № 6 (выполнить все виды разбора)
Домашнее задание:
Слайд 32Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.