Презентация, доклад на тему Урок русского языка в 6 классе на тему Фразеологизмы

Содержание

Повторим пройденное: из данного списка выберите эмоционально-окрашенные словаЛовкач, подруга, дерево, хлюпик, крикун, солома, домище, солнце, дедушка, кран, брючишки, рубашонка, тетрадь, примазываться, просить, канючить, злюка, малыш, серенький, кляча, слон, мышка, гримасничать, кричать, зайчик, мебель, петушок, белобрысый, швырять,

Слайд 1 «Фразеологизмы»
Знакомство с понятием

«Фразеологизмы»Знакомство с понятием

Слайд 2Повторим пройденное: из данного списка выберите эмоционально-окрашенные слова
Ловкач, подруга, дерево, хлюпик,

крикун, солома, домище, солнце, дедушка, кран, брючишки, рубашонка, тетрадь, примазываться, просить, канючить, злюка, малыш, серенький, кляча, слон, мышка, гримасничать, кричать, зайчик, мебель, петушок, белобрысый, швырять, говорить, солдат, слюнтяй, убирать, вертлявый, простой, носатый , молчун.
Повторим пройденное: из данного списка выберите эмоционально-окрашенные словаЛовкач, подруга, дерево, хлюпик, крикун, солома, домище, солнце, дедушка, кран,

Слайд 3Прочитайте текст. Назовите выражения, употреблённые в переносном смысле, объясните их смысл.
Пригласил

нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка, так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, из ружья палить будем. Пристал ко мне: «Ну, пойдём! Знаешь, какой он рыбак? Собаку на этом деле съел!» Не знаю, каких собак он там ел, а вот мы попались на его удочку.
Договорились прийти к нему в субботу вечером. Пять километров отшагали, а нашего приятеля дома не оказалось. Уехал к тётке на выходной.
- Как же, он ведь нас на рыбалку и охоту пригласил, - возмущались мы.
- Вот пустомеля, - воскликнул его дед, - всё время кому-нибудь голову морочит.
Братишка так прямо и заплакал в три ручья. Я, конечно, тоже как не в своей тарелке.
- Ничего, ребятушки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбы наловили. И уху сварили вкуснейшую, прямо дух захватывал. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Прочитайте текст.  Назовите выражения, употреблённые в переносном смысле, объясните их смысл.Пригласил нас как-то сын лесника к

Слайд 4Проверим:
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим,

поохотимся, рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, из ружья палить будем. Пристал ко мне: «Ну, пойдём! Знаешь, какой он рыбак? Собаку на этом деле съел!» Не знаю, каких собак он там ел, а вот мы попались на его удочку.
Договорились прийти к нему в субботу вечером. Пять километров отшагали, а нашего приятеля дома не оказалось. Уехал к тётке на выходной.
- Как же, он ведь нас на рыбалку и охоту пригласил, - возмущались мы.
- Вот пустомеля, - воскликнул его дед, - всё время кому-нибудь голову морочит.
Братишка так прямо и заплакал в три ручья. Я, конечно, тоже как не в своей тарелке.
- Ничего, ребятушки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбы наловили. И уху сварили вкуснейшую, прямо дух захватывал. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Проверим:Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу будем удить. Уху сварим

Слайд 5Запомни определение
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, неразложимые обороты речи, лексическое значение

которых не вытекает из значений, входящих в них слов.
По значению они равны одному слову или целому предложению.
Н-р, чёрный день – горе; через пень колоду – кое-как; кот наплакал – мало; подводные камни – скрытые опасности., препятствия и т. д.

Запомни определениеФразеологизмы – это устойчивые выражения, неразложимые обороты речи, лексическое значение которых не вытекает из значений, входящих

Слайд 6Не путать со свободными словосочетаниями!
Неразложимые сочетания нужно строго отграничивать от свободных

словосочетаний, например,
Вешать голову – вешать пальто, плащ;

Детский лепет – детский костюм, дом;

Мелко плавать – долго плавать, хорошо;

До глубины души – морская глубина
Не путать со свободными словосочетаниями!Неразложимые сочетания нужно строго отграничивать от свободных словосочетаний, например,  Вешать голову –

Слайд 7Сравните следующие выражения:
Калачом не заманишь – никакими

средствами не уговоришь
прийти;
Звёзд с неба не хватает – человек со
средними способностями,
ничем не выдающийся;
Ждать у моря погоды – напрасно
надеяться,
бездействовать;
Вывести из терпения – разозлить;
Играть с огнём - рисковать;
Положить зубы на полку - голодать;

Сравните следующие выражения:   Калачом не заманишь – никакими

Слайд 8Значение фразеологизмов:
Фразеологизмы делают разговорную, книжную, газетную речь более выразительной, яркой, образной.



Они обогащают словарный запас человека, дают возможность выразить мысль точнее.
Значение фразеологизмов:Фразеологизмы делают разговорную, книжную, газетную речь более выразительной, яркой, образной. Они обогащают словарный запас человека, дают

Слайд 9Вместо точек вставьте названия животных:
А) Голоден, как…; изворотлив, как … ;

упрям, как…; хитёр , как…; надут, как…; мокрый, как…; труслив, как…; нем, как…; болтлив, как…; здоров, как…; грязный, как… ; колючий, как …;

Б) Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с конём, лошадью, медведем, белкой. Вороной, гусём, свиньёй.
Вместо точек вставьте названия животных:А) Голоден, как…; изворотлив, как … ; упрям, как…; хитёр , как…; надут,

Слайд 10Ответы:
А) Голоден, как волк; изворотлив, как уж; упрям, как осёл; хитёр

, как лиса; надут, как индюк; мокрый, как курица; труслив, как заяц; нем, как рыба; болтлив, как сорока; здоров, как бык; грязный, как свинья; колючий, как ёж;

Б) Не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться, как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; денег куры не клюют;

Ответы: А) Голоден, как волк; изворотлив, как уж; упрям, как осёл; хитёр , как лиса; надут, как

Слайд 11Определите, где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в прямом смысле,

а где является фразеологизмом.

Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора,
Ну, ни пуха ни пера!»
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха ни пера.

Определите, где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в прямом смысле, а где является фразеологизмом.Рано утром мама-квочка

Слайд 12«Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой…

Мы исходили городок
Буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге,
Что еле …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес….
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…
«Доскажи словечко»Дружнее этих двух ребятНа свете не найдёшь.О них обычно говорят:Водой…

Слайд 13В три колонки! Выпишите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значение

«обманывать», потом со значением «быстро».


Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; во все лопатки; бить баклуши; водить за нос; гонять лодыря; во весь опор; со всех ног; вешать лапшу на уши;

В три колонки! Выпишите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значение «обманывать», потом со значением «быстро».Сломя

Слайд 14Найди объяснение каждому фразеологическому обороту
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки

в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах; играть на нервах;
Для справок. Трусливый человек; выводить из терпения; дремать; робкий человек; мешать; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом; быть самым главным;
Найди объяснение каждому фразеологическому оборотуКлевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа;

Слайд 15Из истории некоторых фразеологизмов
Зарубить на носу – слово нос здесь обозначает

не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и назывались носами.

Лезть на рожон – в старорусском языке рожон – это заострённый с одного конца кол, шест, рогатина. С выставленным перед собой колом смельчаки-охотники шли на медведя. Напоровшись на рожон, зверь погибал. Поэтому это выражение означает «нарываться» по своей воле на крупные неприятности.
Из истории некоторых фразеологизмовЗарубить на носу – слово нос здесь обозначает не орган обоняния, а памятную дощечку,

Слайд 16Во всю Ивановскую – это выражение связано с Московским Кремлём. Площадь

в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На ней специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было слышно, дьяк кричал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Шарашкина контора – слово «шарашкина» произошло от слова шарашь (шваль, голыдьба, жульё). Если так, то это выражение буквально означает: контора жуликов, обманщиков.

Как пить дать – по обычаю древних славян, никто не имел право отказать человеку в воде. С тех пор и пошло это выражение в значении: точно, несомненно.
Во всю Ивановскую – это выражение связано с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня

Слайд 17Помни!
Значение фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре или в толковом словаре.
В

толковом словаре фразеологизмы обозначаются значком
Помни!Значение фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре или в толковом словаре.В толковом словаре фразеологизмы обозначаются значком

Слайд 18Презентация подготовлена
учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ д. Кубань
Грязинского района
Липецкой

области
Дегтерёвой Еленой Борисовной
Слайды 15-16 могут быть дополнены по желанию пользователей
Презентация подготовленаучителем русского языка и литературыМБОУ СОШ д. КубаньГрязинского района Липецкой областиДегтерёвой Еленой БорисовнойСлайды 15-16 могут быть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть