Слайд 1
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Знать: условия выбора одной
и двух н в суффиксах прилагательных.
Уметь: обнаруживать орфограмму «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
Слайд 2
I. Взаимопроверка домашнего задания.
II. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы,
объясните графически вы
бор орфограммы.
В парч..вом наряде, по Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге, в холщ..вой рубахе, залиться румянц..м, надежный друж..к, забавная собач..нка, тонкий стебелеч..к, свинц..вая туча.
Запишите по два прилагательных с суффиксами -тельн-, -оват-
(-еват-), -чив-, -лив-.
Карточка № 2
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически вы
бор орфограммы.
Ч..рная шаль, ч..ткие движения, пунц..вое лицо, спелый крыж..вник, тихий ш..рох, кумач..вые полотнища, ж..лтый оттенок, плюш..вый мед-веж..нок.
Составьте 2 — 3 предложения, в которых прилагательное выступает
в роли различных членов предложения.
Слайд 3
III. Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся записывают предложение, выделяют грамматические основы, составляют схему.
На лесных дорогах
еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода. (С. Маслих.)
- Вопросы классу:
В предложении встретилось сочетание ледяной наст. Из чего этот наст? Слово ледяной – какой части речи?
Составляется словообразовательная цепочка: ледяной - лед
Учитель сообщает учащимся, что имена прилагательные, обозначающие, для чего или из чего сделан предмет, образуются от существительных с помощью суффиксов -ян-, -ан-, в которых пишется одна буква н: земля - земляной вал, серебро – серебряная ложка, вода - водяная струя.
В этом правиле есть два исключения: слова стеклянный, деревянный, оловянный пишутся с двумя буквами н.
Слайд 4
IV. Итак, познакомимся с новым правилом. Внимание на экран.
Н
1) в
прилагательных, образованных от существительных с основой на –н-.
осень – осенний, весна – весенний, пустыня - пустынный, трон – тронный
2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –енн-, -онн-.
Соломенный (солома), обеденный (обед), безветренный (ветер),
но искл. - ветреный
НН
1) в суффиксе –ин- : гусиный, пчелиный, комариный, змеиный, соловьиный, мышиный, голубиный, соколиный, петушиный.
2) в суффиксе –ан-, -ян- прилагательных, образованных от существительных:
кожаный (кожа), торфяной (торф)
Искл. – оловянный, стеклянный, деревянный
Слайд 5
Тренировочные упражнения.
Образуйте от выделенных существительных прилагательные,
объясните графически выбор суффикса.
Пальто из кожи – кожаное пальто,
платье из полотна – полотняное платье,
кофта из шерсти – шерстяная кофта,
островок из песка – песчаный остров,
фартук из льна – льняной фартук,
хлеб из ржи – ржаной хлеб,
краски на масле – масляные краски,
чашка из глины – глиняная чашка,
склад для дров дровяной склад.
Слайд 6
2) Запись под диктовку с графическим объяснением написанного.
(Необходимо обратить внимание учащихся
на то, что при объяснении написания суффикса следует начинать с того, что данные прилагательные образованы от имен существительных. Это поможет избежать впоследствии трудностей в работе с отглагольными прилагательными, когда учащиеся допускают ошибки в написании н и нн в суффиксах -ен-, -енн-. Нужно добиваться следующего объяснения: например, утренний — имя прилагательное, образовано от существительного утро с помощью суффикса -енн-; ледяной — имя прилагательное, обозначает, «из чего сделано», образовано от существительного с помощью суффикса -ян-, в котором пишется одна буква н, и т.д.)
Журавлиное крыло, весенняя капель, бесценное произведение, вещь ценна, лимонные конфеты, караванный путь, откровенный разговор, таинственный шорох, длинный путь, былинный герой, совиный крик, куриный бульон, пропасть бездонна.
Слайд 7
(Довольно часто учащиеся, плохо «видящие» строение слова, от которого образовано прилагательное,
допускают ошибки, так как неправильно применяют правило. Это касается таких прилагательных, как старинный (образовано от слова старина, в котором -ин- — суффикс существительного), глубинный, овчинный, былинный и пр. Выделение морфем при графическом объяснении написанного — особенно на первых этапах работы — строго обязательно!)
- Образуйте от данных существительных прилагательные, суффиксы выделите.
Сон, длина, хозяйство, мужество, грач, быль, глубина, голубь, струна, авиация, шерсть, листва, орел, окно, традиция, мгновение, закон, картина, истина.
VI. Запись в «Словарь трудных слов».
Стеклянный, деревянный, оловянный, клюквенный, тыквенный, огненный, ветреный день, ветряной двигатель.
Слайд 8
VII. Диктант «Проверь себя».
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Нож — самый старый из столовых приборов.
До бронзового века ножи были каменными. С появлением металла кухонные ножи стали делать из железа и стали. Ножи для сервировки стола были серебряными или золотыми. Рукоятки ножей украшались драгоценными камнями, искусной резьбой. Своим округлым концом ножи обязаны Наполеону. Он запретил производство ножей с острым концом. (По С. Поповой.)
— Можно ли заменить в данном тексте слово старый на ста
ринный? Почему? Докажите многозначность прилагательного старый.
IV. Запись в ученический словарь всех слов-исключений (слова в рамочках на с. 128, 129 учебника).
Домашнее задание: упр. 325 (письменно), 324 (пересказать текст). Подготовиться к орфоэпическому диктанту (по разделу «Говори правильно» или по учебнику — слова в рамочках с ударением).