Презентация, доклад на тему Урок русского языка в 6 классе Н-НН в суффиксах прилагательных

I. Взаимопроверка домашнего задания.II. Индивидуальная работа по карточкам.Карточка № 11. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически вы­ бор орфограммы.В парч..вом наряде, по Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге, в холщ..вой рубахе, залиться румянц..м, надежный друж..к, забавная собач..нка, тонкий стебелеч..к, свинц..вая

Слайд 1

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Знать: условия выбора одной

и двух н в суффиксах прилагательных.
Уметь: обнаруживать орфограмму «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХЗнать: условия выбора одной и двух н в суффиксах прилагательных.

Слайд 2

I. Взаимопроверка домашнего задания.
II. Индивидуальная работа по карточкам.


Карточка № 1
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы,

объясните графически вы­ бор орфограммы.
В парч..вом наряде, по Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге, в холщ..вой рубахе, залиться румянц..м, надежный друж..к, забавная собач..нка, тонкий стебелеч..к, свинц..вая туча.
Запишите по два прилагательных с суффиксами -тельн-, -оват- (-еват-), -чив-, -лив-.

Карточка № 2
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически вы­ бор орфограммы.
Ч..рная шаль, ч..ткие движения, пунц..вое лицо, спелый крыж..вник, тихий ш..рох, кумач..вые полотнища, ж..лтый оттенок, плюш..вый мед-веж..нок.
Составьте 2 — 3 предложения, в которых прилагательное выступает в роли различных членов предложения.

I.	Взаимопроверка домашнего задания.II.	Индивидуальная работа по карточкам.Карточка № 11.	Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически вы­ бор орфограммы.В парч..вом

Слайд 3

III. Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся записывают предложение, выделяют грамматические основы, составляют схему.
На лесных дорогах

еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода. (С. Маслих.)

- Вопросы классу:
В предложении встретилось сочетание ледяной наст. Из чего этот наст? Слово ледяной – какой части речи?

Составляется словообразовательная цепочка: ледяной - лед
Учитель сообщает учащимся, что имена прилагательные, обозначающие, для чего или из чего сделан предмет, образуются от существительных с помощью суффиксов -ян-, -ан-, в которых пишет­ся одна буква н: земля - земляной вал, серебро – серебряная ложка, вода - водяная струя.
В этом правиле есть два исключения: слова стеклянный, деревянный, оловянный пишутся с двумя буквами н.
III.	Синтаксическая пятиминутка.Учащиеся записывают предложение, выделяют грамматические основы, составляют схему.На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий

Слайд 4

IV. Итак, познакомимся с новым правилом. Внимание на экран.

Н
1) в

прилагательных, образованных от существительных с основой на –н-.
осень – осенний, весна – весенний, пустыня - пустынный, трон – тронный
2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –енн-, -онн-.
Соломенный (солома), обеденный (обед), безветренный (ветер),
но искл. - ветреный
НН
1) в суффиксе –ин- : гусиный, пчелиный, комариный, змеиный, соловьиный, мышиный, голубиный, соколиный, петушиный.
2) в суффиксе –ан-, -ян- прилагательных, образованных от существительных:
кожаный (кожа), торфяной (торф)
Искл. – оловянный, стеклянный, деревянный
IV. Итак, познакомимся с новым правилом. Внимание на экран. Н1) в прилагательных, образованных от существительных с основой

Слайд 5

Тренировочные упражнения.

Образуйте от выделенных существительных прилагательные, объясните графически выбор суффикса.

Пальто из кожи – кожаное пальто,
платье из полотна – полотняное платье,
кофта из шерсти – шерстяная кофта,
островок из песка – песчаный остров,
фартук из льна – льняной фартук,
хлеб из ржи – ржаной хлеб,
краски на масле – масляные краски,
чашка из глины – глиняная чашка,
склад для дров дровяной склад.
Тренировочные упражнения.Образуйте от выделенных существительных прилагательные, объясните графически выбор суффикса.

Слайд 6

2) Запись под диктовку с графическим объяснением написанного.
(Необходимо обратить внимание учащихся

на то, что при объ­яснении написания суффикса следует начинать с того, что данные прилагательные образованы от имен существительных. Это помо­жет избежать впоследствии трудностей в работе с отглагольными прилагательными, когда учащиеся допускают ошибки в написании н и нн в суффиксах -ен-, -енн-. Нужно добиваться следующего объяснения: например, утренний — имя прилагательное, образо­вано от существительного утро с помощью суффикса -енн-; ледя­ной — имя прилагательное, обозначает, «из чего сделано», обра­зовано от существительного с помощью суффикса -ян-, в котором пишется одна буква н, и т.д.)
Журавлиное крыло, весенняя капель, бесценное произведение, вещь ценна, лимонные конфеты, караванный путь, откровенный разговор, таин­ственный шорох, длинный путь, былинный герой, совиный крик, куриный бульон, пропасть бездонна.
2) Запись под диктовку с графическим объяснением написанного.(Необходимо обратить внимание учащихся на то, что при объ­яснении написания

Слайд 7

(Довольно часто учащиеся, плохо «видящие» строение слова, от которого образовано прилагательное,

допускают ошибки, так как неправильно применяют правило. Это касается таких прилагатель­ных, как старинный (образовано от слова старина, в котором -ин- — суффикс существительного), глубинный, овчинный, бы­линный и пр. Выделение морфем при графическом объяснении на­писанного — особенно на первых этапах работы — строго обязательно!)

- Образуйте от данных существительных прилагательные, суффиксы выделите.
Сон, длина, хозяйство, мужество, грач, быль, глубина, голубь, струна, авиация, шерсть, листва, орел, окно, традиция, мгновение, закон, карти­на, истина.

VI. Запись в «Словарь трудных слов».
Стеклянный, деревянный, оловянный, клюквенный, тыквенный, огненный, ветреный день, ветряной двигатель.
(Довольно часто учащиеся, плохо «видящие» строение слова, от которого образовано прилагательное, допускают ошибки, так как неправильно применяют

Слайд 8

VII. Диктант «Проверь себя».
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Нож — самый старый из столовых приборов.

До бронзового века но­жи были каменными. С появлением металла кухонные ножи стали делать из железа и стали. Ножи для сервировки стола были серебряными или зо­лотыми. Рукоятки ножей украшались драгоценными камнями, искусной резьбой. Своим округлым концом ножи обязаны Наполеону. Он запретил производство ножей с острым концом. (По С. Поповой.)

— Можно ли заменить в данном тексте слово старый на ста­ ринный? Почему? Докажите многозначность прилагательного старый.

IV. Запись в ученический словарь всех слов-исключений (сло­ва в рамочках на с. 128, 129 учебника).

Домашнее задание: упр. 325 (письменно), 324 (пересказать текст). Подготовиться к орфоэпическому диктанту (по разделу «Говори правильно» или по учебнику — слова в рамочках с ударением).
VII.	Диктант «Проверь себя».ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?Нож — самый старый из столовых приборов. До бронзового века но­жи были каменными.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть