Презентация, доклад на тему Урок русского языка в 5 классе Текст. Тема. Основная мысль

Содержание

Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте; закрепление умения распознавать текст, обогащение речи обучающихся, развитие мышления.Метапредметные УУД:Регулятивные:  управление своей деятельностью; контроль, корректирование способа действия в случае расхождения эталона и результата; инициативность и самостоятельность; соотношение результата

Слайд 1 Текст. Тема текста. Основная мысль
Глухова Марина Владимировна –

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край
Текст. Тема текста.   Основная мысльГлухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ

Слайд 2Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте;
закрепление умения распознавать

текст, обогащение речи обучающихся,
развитие мышления.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:  управление своей деятельностью; контроль, корректирование способа действия в случае расхождения эталона и результата; инициативность и самостоятельность; соотношение результата своей деятельности с целью и оценивание его.
   Коммуникативные: речевая деятельность: донесение своей позиции до других; навыки сотрудничества: понимание и принятие других позиций (взглядов, интересов).
   Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией, установление причинно-следственных связей.
   Воспитывающие:
Прививать любовь к русскому слову, воспитывать чувство сотрудничества, формировать внутреннюю позицию учащихся.

Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте; закрепление умения распознавать текст, обогащение речи обучающихся, развитие мышления.Метапредметные

Слайд 3Орфографическая разминка
Распределите слова в 3 столбика по видам орфограмм.

Д…ревья, к…рова, ненас…ный,

к…лосья, сн…гири, со…нце, лес…ница, поб…лить, л…сной, сер…це, м…лния, п…ро, праз…ник, с…бака, к…са, б…тон, к…рзина, звез…ный, наез…ник, р…машка, стр…коза.
Орфографическая разминкаРаспределите слова в 3 столбика по видам орфограмм.Д…ревья, к…рова, ненас…ный, к…лосья, сн…гири, со…нце, лес…ница, поб…лить, л…сной,

Слайд 4Текст - это  несколько  предложений, связанных  между  собой  
по  смыслу и

грамматически.
Текст - это  несколько  предложений, связанных  между  собой  по  смыслу и грамматически.

Слайд 5

Осенняя пора.
     Прошло знойное лето наступила золотая осень загляни в лес по опушкам растут грибы среди пожухлой травы краснеют подосиновики па краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики старые пни покрыты опёнками моховые болота усыпаны  румяной клюквой на поляне горят гроздья рябины дни стоят погожие небо высокое и прозрачное на дне ручья видна каждая травинка умолкают птичьи голоса в лесу тишина и покой.

Работа с деформированным текстом.


Слайд 6Тема – это  то, о  чём  говорится  в  тексте.
Тему    текста

    можно    определить    по    заглавию    и   первому    предложению.

Тема  бывает  УЗКАЯ   и   ШИРОКАЯ.
Например:  узкая  тема – «Зима в горах», широкая  тема – «Пришла зима».
                       

Тема – это  то, о  чём  говорится  в  тексте.Тему    текста     можно    определить  

Слайд 7Прочитайте тексты, определите темы.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, —
Это русское

раздолье,
Это русская земля!
 
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга —
Это русские картины,
Это Родина моя.
 
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!


Ф. Савинов

Прочитайте тексты, определите темы.Вижу чудное приволье,Вижу нивы и поля, —Это русское раздолье,Это русская земля! Вижу горы и долины,Вижу

Слайд 8Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я

по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!



М.Пришвин

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась

Слайд 9Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою. Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

К.Ушинский

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:– Я всем деревам царь! Корень мой

Слайд 10 Конструирование текста
1

вариант – составить текст из на тему « Осень в лесу»
2вариант – составить текст «Пришла осенняя пора»

Чем будут отличаться ваши тексты?
Конструирование текста1 вариант – составить текст из на

Слайд 11Основная мысль текста – отношение автора к тому, о чем говорит.
Клише

:
Автор считает, что...
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Автор убеждает нас в том, что…
Писатель убеждает нас в том, что…
Мастер слова призывает нас…

Основная мысль текста – отношение автора к тому, о чем говорит.Клише : Автор считает, что... Автор стремится

Слайд 12Определите основную мысль текста
Притча о блудном сыне.
У одного человека было два

сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном».
Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться».

Определите основную мысль текстаПритча о блудном сыне.У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Дай мне

Слайд 13Незадолго до смерти художник Рембрандт написал одно из своих лучших произведений

«Возвращение блудного сына».
Незадолго до смерти художник Рембрандт написал одно из своих лучших произведений «Возвращение блудного сына».

Слайд 15Н.Лосев. Возвращение блудного сына

Н.Лосев. Возвращение блудного сына

Слайд 16Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию

потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

В чем заключается основная мысль текста?

К.Ушинский

Определите основную мысль текста

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон

Слайд 26Котёнок бездомный в подъезде сидел, Он в щёлку двери чьей-то грустно глядел. Несчастный,

замерзший, в углу, в темноте Он слышал бурчанье в своём животе.
Смотрел на людей, проходящих порой, Которые шли все в заботах домой. Он взгляд свой тускнеющий к ним устремлял, От них он сочувствия, жалости ждал.
Глазами просил у людей: «Помогите, Возьмите меня, у себя приютите, Не дайте мне с голоду здесь умереть, Такие не в силах я муки терпеть!»
А люди, сочувствия не проявляя, Шли мимо, котёночка не замечая, Уж ночь наступила, кругом тишина… И к небу взлетает страдальца душа…

Алиса Власенко

Определите основную мысль текста

Котёнок бездомный в подъезде сидел, Он в щёлку двери чьей-то грустно глядел. Несчастный, замерзший, в углу, в

Слайд 27Что такое текст?
Тема текста – это…
Основная мысль текста – это…
На

каких темах мы заострили внимание на уроке?
Важны ли эти темы сегодня? Почему?
Что такое текст?Тема текста – это… Основная мысль текста – это…На каких темах мы заострили внимание на

Слайд 28 Домашнее задание
Прочитайте

рассказ «Синие листья» В.Осеевой
Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста.
Определите основную мысль текста

Домашнее заданиеПрочитайте  рассказ «Синие листья» В.ОсеевойДокажите, что перед

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть