Слайд 1Глагол как часть речи
Урок русского языка в 5 классе
Учитель –
Ивановская Татьяна Валерьевна
Слайд 2Фразеологизм дня
На седьмом небе –
Доволен собой, очень счастлив!
Слайд 3Вспомним наши любимые орфограммы!
Спиши в тетрадь, вставь пропущенные буквы:
З..леная тр..ва, хвойные
л..са, полезная бр..ш..ра, важное об..явление, высотные д..ма, красивая маш..на, цв..тущий са.., смелый п..р..ш..тист.
Слайд 4Проверь соседа по парте:
Зеленая трава, хвойные леса, полезная брошюра, важное объявление,
высотные дома, красивая машина, цветущий сад, смелый парашютист.
ни одной ошибки – оценка 5
1-2 ошибки – оценка 4
3-4 ошибки – оценка 3
больше 4 ошибок – повторяем дома правила!
Слайд 5
Проведем зарядку для мозга –
Кто что делает?
Повар -…, учитель -
…, ученик - …, баянист - …, художник - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
Слайд 6ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Глагол — это часть речи, которая обозначает
действие и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
думать, рисовать ;
послушать, зашуметь.
Слайд 7МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА
Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:
1) Вид
2) Возвратность
3) Переходность
4) Тип
спряжения
Слайд 8Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:
Вид – совершенный (примеры: вычитать, собрать) и несовершенный (читать,
бегать);
Возвратность – возвратные (делиться, собираться), невозвратные (вставать, говорить);
У возвратных глаголов присутствует суффикс
-ся после окончаний (например: сушит - сушится, учить – учиться и др.),
-сь после гласных букв (например: опушилось, поднялось, развиднелось и др.).
У глаголов в невозвратной форме суффиксы ся, сь отсутствуют.
Слайд 9Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:
Переходность – переходные (брать, встречать) и непереходные (идти, шуметь);
Переходные и непереходные глаголы в русском
языке различаются по значению.
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными глаголами. Например? брал (что?) книгу.
Непереходные глаголы обозначают движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние. Например: сушиться, удержаться, обессилеть, кустарничать.
Абсолютно все непереходные глаголы имеют суффиксы -ся, -сь, -е, -нича, --ича.
Слайд 10Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:
Тип спряжения –
Глаголы 1-го спряжения имеют личные окончания: -у
(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют):
Пример: лью, льёшь, льёт, льём, льёте
Глаголы 2-го спряжения имеют личные окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):
Пример: смешу, смешишь, смешим, смешите, смешат.
Слайд 11
Непостоянные морфологические признаки глаголов:
Данные морфологические признаки зависят от конкретной речевой ситуации.
Наклонение
Число
Время
Лицо
Род
Слайд 12Непостоянные морфологические признаки глаголов:
Наклонение
изъявительное (примеры: читаю, люблю),
повелительное (читай, люби)
условное (читал бы, любил бы);
свойственно
спрягаемым формам глаголов.
Число
множественное (рисовали, сделанные)
единственное (рисую, сделанная);
свойственно спрягаемым формам глагола;
Слайд 13Непостоянные морфологические признаки глаголов
Время
– категория присуща спрягаемым формам изъявительного наклонения:
Прошедшее
время - делал,
Настоящее время - делаю,
Будущее время - буду делать.
Слайд 14Непостоянные морфологические признаки глаголов
Лицо
Единственное число:
1 лицо глагола – обозначает, что действие относится
непосредственно к говорящему, он является субъектом речи (я варю кофе).
2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия к собеседнику (ты читаешь книгу).
3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино).
Множественное число:
1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим).
2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете).
3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы).
Слайд 15Непостоянные морфологические признаки глаголов
Род – категория присуща спрягаемым формам прошедшего времени единственного
числа изъявительного наклонения (переделала, указал) и условного наклонения (переделал бы, указало бы).
Синтаксическая функция глагола:
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
Петя прыгает через лужи.
Снег тепла не даёт.
Слайд 16Не с глаголами
Не с глаголами пишется всегда! раздельно.
Исключение составляют
те глаголы,
которые не употребляются без не.
Не придаёт глаголам
отрицательный смысл.
Не врать, не шуметь; ненавидеть, негодовать.
Слайд 17Упражнения
Выберите глаголы, которые пишутся раздельно с не:
(Не)годовать, (не)разговаривать,
(не)прилетели, (не)сдобровать,
(не)растаял,(не)знала, (не)приготовил,
(не)доумевал,(не)подсказывай,(не)догнали.
Проверь себя:
Негодовать, не_разговаривать,
не_прилетели, несдобровать,
не_растаял, не_знала, не_приготовил,
недоумевал, не_подсказывай,
не_догнали.
Слайд 18 Неопределённая форма глагола
Каждый глагол имеет начальную форму.
Она называется неопределённой формой глагола.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:
что делать? что сделать?
они оканчиваются на ть, ти, чь:
Например: решать, нести, беречь.
Начальная форма глагола не показывает ни времени, ни числа,
ни лица, ни рода.
В неопределённой форме глагола после буквы ч пишется мягкий знак:
Например: увлечь, увлечься; беречь, беречься.
Слайд 19Неопределённая форма глагола
Поставьте глаголы в неопределённую форму:
Желает, отдыхает, выучила, понял.
Проверь себя:
Желает
(что ДЕлает? – несовершенный вид) – что ДЕлать? – желать.
Отдыхает ( что Делает – несовершенный вид) – что ДЕлать? - отдыхать.
Выучила (что СДЕлала? – совершенный вид) – что СДЕлать? – выучить.
Понял (что СДЕлал – совершенный вид) – что СДЕлать? – понять.
Слайд 20Вопросы:
Что из того, что вы сегодня узнали вам было уже знакомо?
2. Что оказалось новым?
Материал показался вам сложным?