Презентация, доклад на тему Урок русского языка в 5 классе по теме - Глагол как часть речи

Содержание

Фразеологизм дняНа седьмом небе – Доволен собой, очень счастлив!

Слайд 1Глагол как часть речи
Урок русского языка в 5 классе
Учитель –

Ивановская Татьяна Валерьевна
Глагол как часть речи Урок русского языка в 5 классеУчитель – Ивановская Татьяна Валерьевна

Слайд 2Фразеологизм дня
На седьмом небе –
Доволен собой, очень счастлив!

Фразеологизм дняНа седьмом небе – Доволен собой, очень счастлив!

Слайд 3Вспомним наши любимые орфограммы!
Спиши в тетрадь, вставь пропущенные буквы:

З..леная тр..ва, хвойные

л..са, полезная бр..ш..ра, важное об..явление, высотные д..ма, красивая маш..на, цв..тущий са.., смелый п..р..ш..тист.
Вспомним наши любимые орфограммы!Спиши в тетрадь, вставь пропущенные буквы:	З..леная тр..ва, хвойные л..са, полезная бр..ш..ра, важное об..явление, высотные

Слайд 4Проверь соседа по парте:

Зеленая трава, хвойные леса, полезная брошюра, важное объявление,

высотные дома, красивая машина, цветущий сад, смелый парашютист.

ни одной ошибки – оценка 5
1-2 ошибки – оценка 4
3-4 ошибки – оценка 3
больше 4 ошибок – повторяем дома правила!
Проверь соседа по парте:	Зеленая трава, хвойные леса, полезная брошюра, важное объявление, высотные дома, красивая машина, цветущий сад,

Слайд 5 Проведем зарядку для мозга – Кто что делает?

Повар -…,  учитель -

…, ученик - …, баянист - …, художник - …,   продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Проведем зарядку для мозга –  Кто что делает? 	Повар -…,  учитель - …, ученик -

Слайд 6ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Глагол — это часть речи, которая обозначает

действие и отвечает  на вопросы     что делать?     что сделать?  
           
думать,   рисовать ;      
послушать,   зашуметь. 

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Глагол — это часть речи, которая обозначает действие и отвечает  на вопросы    

Слайд 7МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА
Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:

1) Вид

2) Возвратность

3) Переходность

4) Тип

спряжения




МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛАПостоянными морфологическими признаками глаголов являются: 1) Вид2) Возвратность3) Переходность4) Тип спряжения

Слайд 8Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:
Вид – совершенный (примеры: вычитать, собрать) и несовершенный (читать,

бегать);

Возвратность – возвратные (делиться, собираться), невозвратные (вставать, говорить);

У возвратных глаголов присутствует суффикс
-ся после окончаний (например: сушит - сушится, учить – учиться и др.),
-сь после гласных букв (например: опушилось, поднялось, развиднелось и др.).

У глаголов в невозвратной форме суффиксы ся, сь отсутствуют.


Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:Вид – совершенный (примеры: вычитать, собрать) и   несовершенный (читать, бегать);Возвратность – возвратные (делиться, собираться), невозвратные (вставать, говорить);У возвратных

Слайд 9Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:
Переходность – переходные (брать, встречать) и непереходные (идти, шуметь);
Переходные и непереходные глаголы в русском

языке различаются по значению. Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными глаголами. Например? брал (что?) книгу.

Непереходные глаголы обозначают движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние. Например: сушиться,  удержаться, обессилеть, кустарничать.
Абсолютно все непереходные глаголы имеют суффиксы  -ся, -сь, -е, -нича, --ича.
Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:Переходность – переходные (брать, встречать) и непереходные (идти, шуметь); Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по значению.

Слайд 10Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:
Тип спряжения –
Глаголы 1-го спряжения имеют личные окончания: -у

(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют): Пример: лью, льёшь, льёт, льём, льёте
Глаголы 2-го спряжения имеют личные окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):
Пример: смешу, смешишь, смешим, смешите, смешат.

Постоянными морфологическими признаками глаголов являются:Тип спряжения – Глаголы 1-го спряжения имеют личные окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем

Слайд 11 Непостоянные морфологические признаки глаголов:
Данные морфологические признаки зависят от конкретной речевой ситуации.

Наклонение
Число
Время

Лицо
Род

Непостоянные морфологические признаки глаголов: Данные морфологические признаки зависят от конкретной речевой ситуации.НаклонениеЧислоВремя ЛицоРод

Слайд 12Непостоянные морфологические признаки глаголов:
Наклонение 
изъявительное (примеры: читаю, люблю),
повелительное (читай, люби) 
условное (читал бы, любил бы);

свойственно

спрягаемым формам глаголов.

Число 
множественное (рисовали, сделанные) 
единственное (рисую, сделанная);

свойственно спрягаемым формам глагола;
Непостоянные морфологические признаки глаголов: Наклонение изъявительное (примеры: читаю, люблю),повелительное (читай, люби) условное (читал бы, любил бы); свойственно спрягаемым формам глаголов.Число множественное (рисовали, сделанные) единственное (рисую, сделанная);

Слайд 13Непостоянные морфологические признаки глаголов
Время 
– категория присуща спрягаемым формам изъявительного наклонения:
Прошедшее

время - делал,
Настоящее время - делаю,
Будущее время - буду делать.


Непостоянные морфологические признаки глаголов Время – категория присуща спрягаемым формам изъявительного наклонения:Прошедшее время - делал, Настоящее время -

Слайд 14Непостоянные морфологические признаки глаголов
Лицо 
Единственное число:
1 лицо глагола – обозначает, что действие относится

непосредственно к говорящему, он является субъектом речи (я варю кофе).
2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия к собеседнику (ты читаешь книгу).
3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино).

Множественное число:
1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим).
2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете).
3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы).
Непостоянные морфологические признаки глаголовЛицо Единственное число:1 лицо глагола – обозначает, что действие относится непосредственно к говорящему, он является субъектом

Слайд 15Непостоянные морфологические признаки глаголов
Род – категория присуща спрягаемым формам прошедшего времени единственного

числа изъявительного наклонения (переделала, указал) и условного наклонения (переделал бы, указало бы).
Синтаксическая функция глагола:

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.                 Петя прыгает через лужи.   Снег тепла не даёт.    
Непостоянные морфологические признаки глаголовРод – категория присуща спрягаемым формам прошедшего времени единственного числа изъявительного наклонения (переделала, указал) и условного наклонения (переделал

Слайд 16Не с глаголами
      Не с глаголами пишется всегда! раздельно.
Исключение составляют   те глаголы,

которые не употребляются без не.  
Не придаёт глаголам   отрицательный смысл.

Не врать,   не шуметь;     ненавидеть,   негодовать.    
Не с глаголами      Не с глаголами пишется всегда! раздельно. Исключение составляют   те глаголы, которые не употребляются без не.  

Слайд 17Упражнения Выберите глаголы, которые пишутся раздельно с не:
(Не)годовать, (не)разговаривать, 
(не)прилетели, (не)сдобровать, 
(не)растаял,(не)знала, (не)приготовил, 
(не)доумевал,(не)подсказывай,(не)догнали. 
Проверь себя:
Негодовать, не_разговаривать, 
не_прилетели, несдобровать, 
не_растаял, не_знала, не_приготовил, 
недоумевал, не_подсказывай,

не_догнали. 

Упражнения Выберите глаголы, которые пишутся раздельно с не:(Не)годовать, (не)разговаривать, (не)прилетели, (не)сдобровать, (не)растаял,(не)знала, (не)приготовил, (не)доумевал,(не)подсказывай,(не)догнали.  Проверь себя:  Негодовать, не_разговаривать, не_прилетели, несдобровать, не_растаял, не_знала, не_приготовил, недоумевал, не_подсказывай, не_догнали. 

Слайд 18 Неопределённая форма глагола
Каждый глагол имеет начальную форму. Она называется неопределённой формой глагола.



Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:   что делать?   что сделать?   они оканчиваются   на   ть,   ти,   чь:                                Например: решать, нести, беречь.  

Начальная форма глагола не показывает ни времени, ни числа,   ни лица, ни рода. 
В неопределённой форме глагола после буквы ч пишется мягкий знак:                                 Например: увлечь,   увлечься;     беречь,   беречься.    
 Неопределённая форма глаголаКаждый глагол имеет начальную форму.  Она называется неопределённой формой глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на

Слайд 19Неопределённая форма глагола
Поставьте глаголы в неопределённую форму:

Желает, отдыхает, выучила, понял.

Проверь себя:

Желает

(что ДЕлает? – несовершенный вид) – что ДЕлать? – желать. Отдыхает ( что Делает – несовершенный вид) – что ДЕлать? - отдыхать.
Выучила (что СДЕлала? – совершенный вид) – что СДЕлать? – выучить.
Понял (что СДЕлал – совершенный вид) – что СДЕлать? – понять.

Неопределённая форма глаголаПоставьте глаголы в неопределённую форму:Желает, отдыхает, выучила, понял.				Проверь себя:Желает (что ДЕлает? – несовершенный вид) –

Слайд 20Вопросы:

Что из того, что вы сегодня узнали вам было уже знакомо?


2. Что оказалось новым?
Материал показался вам сложным?

Вопросы:Что из того, что вы сегодня узнали вам было уже знакомо? 2. Что оказалось новым? Материал показался

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть