языка
в 5 классе
«Имя существительное».
Комплексный анализ
текста.
Автор: Яндемирова Раисия Ивановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Кузнецовская ООШ»
Слайд 2
1.Узнать, что такое … часть речи ,
грамматические, морфологические признаки.
2.Учиться выделять… среди других частей речи.
3.Повторить, какими… бывают имена существительные в предложении.
4.Удивиться чему-то при изучении …
Слайд 3 И.С.Соколов – Микитов
Через
все произведения автора красной нитью проходит мысль о красоте русской природы, о родстве человека и природы и о необходимости бережного к ней отношения.
Слайд 4И.С.Соколов-Микитов
И.С. Соколов-Микитов
Слайд 6Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно
огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах.
Тихо в соснов…м лесу. Пахнет см…лой и з…млей. Сказочными великанами ст…ят старые сосны среди молодого подр..стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п..крытые зелёной хвоей молодые сосенки. Ранней весной здесь р..стут сморчки, а летом кр..суются жёлтые рыжики.
На болотистых местах располагается низкая болотная
осина. Идёшь по сосновому болоту, и нет конца
мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.
И.С.Соколов - Микитов.
Слайд 7Существительные: бор, свечи, над головой, стволы, деревья, неба, вершинами, мхом, кочки,
листья, брусника, лучи, солнца, зайчики, лес, смолой, землей, великанами, сосны, хвоей, сосенки, сморчки, рыжики, в
местах, осина, болоту, клюквой.
тыште Юл тÿрысö пÿнчер коклаште тÿналеш. Мÿндырч толшо унаеным
тудо нарашта ужар тÿсшö, свежа киш пушыж дене шыматен вашлиеш. Тыште, марий мландыште, чодыра кумдыкеш эре лÿсан пушенге. Чодыра нугыдо, сип. Теве корно воктенак чатката кож-влак шыгырын-шыгырын кушкыт. Нуно регенчан пытыше кÿреналге-сур мландым леваш гай ÿмылтареныт. Изиш умбалнырак, кожер радам вес велне, сорта гай вияш пÿнчо-влак
кавапомышко ужар кудыр вуйыштым кугешнен нöлтат.
Пенгыде рÿдыштым пуйто тул волгенче дене
левыктен ыштыме.
К.Васин.
Слайд 9Лум мут-влак:
мланде, Юл, пунчер, унаеным,тусшо, пушыж, чодыра, корно, кож-влак, кожер,
сорта, пунчо-влак, вуйыштым, рудыштым, тул, волгенче,леваш.
Слайд 13
Объясните лексическое значение
слов: бор, сип.
Слайд 14Эпитеты: чистый бор, седым мхом, блестящие листья, золотистые зайчики,
сказочными великанами,
мягким кочкам;
Сравнение: точно огромные свечи;
Олицетворение: пробиваются лучи, зайчики загораются, жмутся сосенки,
красуются рыжики.
Эпитет: нарашта ужар тÿсшö, кÿреналге-сур мландым, свежа киш пуш;
Сравнений: мландым леваш гай ÿмылтареныт, сорта гай
пÿнчо-влак, рÿдышт тул волгенче гай;
Олицетворений: шыматен вашлиеш;
Метафор: кудыр вуйыштым.
Слайд 15
Вывод: их восхищение красотой соснового леса, любовь к нему.
Слайд 17
Домашнее задание: упражнение 480;
составьте рассказ о любимом
дереве.