Презентация, доклад по литературе на тему: Использование сильных вопросов на уроке литературы при анализе лирического произведения

Содержание

Литература – это тот предмет, который позволяет учителю обратиться к личности учащегося, его чувствам, настроению. Сильные, открытые вопросы в процессе работы над лирическим произведением способствует тому, чтобы школьник размышлял, анализировал, самостоятельно делал выводы.

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского

Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края

Использование сильных вопросов
на уроке литературы при анализе лирического произведения

Цветкова Элеонора Аркадьевна,
учитель русского языка и
литературы, 1 категория

2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевск-на-Амуре

Слайд 2Литература – это тот предмет, который позволяет учителю обратиться к личности

учащегося, его чувствам, настроению. Сильные, открытые вопросы в процессе работы над лирическим произведением способствует тому, чтобы школьник размышлял, анализировал, самостоятельно делал выводы.
Литература – это тот предмет, который позволяет учителю обратиться к личности учащегося, его чувствам, настроению. Сильные, открытые

Слайд 3- Зачем люди пишут стихотворения?

- Когда люди пишут стихотворения?
МОТИВАЦИЯ
.

- Зачем люди пишут стихотворения?- Когда люди пишут стихотворения?МОТИВАЦИЯ.

Слайд 4 Вы думаете, что человек пишет
стихи, чтобы излить чувства, которые

переполняют его.

- Вы сказали, что человек пишет стихи, когда им обуревают страсти, когда он влюблен, одинок, счастлив или несчастен.

- Вы считаете, что эти чувства знакомы, близки каждому.
Вы думаете, что человек пишет стихи, чтобы излить чувства, которые переполняют его.- Вы сказали, что человек

Слайд 5АРТЕФАКТ
«Я рос одиноко... Я рос без сверстников, в юности их тоже

не имел, да и не мог иметь: прохождения обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Все в эту пору где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».

- Как вы думаете, что испытывает человек, который написал это?
АРТЕФАКТ«Я рос одиноко... Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог

Слайд 6«ОДИНОЧЕСТВО»
И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь

до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.

И.А. Бунин

«ОДИНОЧЕСТВО» И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До

Слайд 7СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Какие чувства и настроения вызвало у вас это стихотворение?..

Еще?
- Что представили? Где находитесь?.. Еще?
- Если бы вы были художником, какие краски использовали бы?.. Еще?
- Какой он, лирический герой этого стихотворения?
- Что его окружает? Что он чувствует?.. Еще?
СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ- Какие чувства и настроения вызвало у вас это стихотворение?.. Еще?- Что представили? Где находитесь?.. Еще?

Слайд 8СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

- Каковы отношения героя и героини?
- Почему лирический герой отпускает

ту, которая «стала казаться женой»?
А если бы героиня лирического произведения вернулась? То что?
- Почему лирический герой хочет собаку купить?

СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ- Каковы отношения героя и героини?- Почему лирический герой отпускает ту, которая «стала казаться женой»?А если

Слайд 9СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что вы можете сказать о лексике стихотворения?

Благодаря каким художественным средствам,

поэту удалось вызвать чувства, представить лирического героя, понять его?

Какие звуковые образы у вас вызывает данное произведение?
СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЧто вы можете сказать о лексике стихотворения?Благодаря каким художественным средствам, поэту удалось вызвать чувства, представить лирического

Слайд 10ОБОБЩЕНИЕ
- Вы сказали о том, что это стихотворение вызвало у вас

грусть, тоску, появилось щемящее чувство одиночества…
- Вы почувствовали, что вам холодно, сыро, неуютно. Вы одни…
- Вы представили осень, голые деревья, дождь…
- Вы считаете, что лирический герой несчастный, одинокий, мучающийся…
- По вашему мнению, ему плохо, он страдает, горюет, печалится…
- Вам кажется, отношения героев сложные, любовь у одного, наверное, прошла. Второй любит до сих пор. Вы видите мучительное расставание.
- Вы думаете, что, если бы героиня вернулась, было бы только хуже, больнее. Вы убеждены, что жить без любви не имеет смысла?!
ОБОБЩЕНИЕ- Вы сказали о том, что это стихотворение вызвало у вас грусть, тоску, появилось щемящее чувство одиночества…-

Слайд 11ОБОБЩЕНИЕ
- Работая с лексикой, вы отметили, что ее можно разделить

на две группы.

1 группа - природа. Существительные: ветер, дождик, мгла, тучи, тьма. Прилагательные: холодной, ненастного, предвечернюю. Глаголы: умерла, опустели, дует.

2 группа - лирический герой: мне темно, тоскливо, больно, разлюбила, буду пить. Причем вы отметили, что сначала употребляются глаголы прошедшего времени: была, опустели, потом настоящего: прощай, идут и , наконец, будущего: затоплю, буду пить, хорошо бы купить.

ОБОБЩЕНИЕ - Работая с лексикой, вы отметили, что ее можно разделить на две группы.1 группа - природа.

Слайд 12Вы считаете, что для более глубокого раскрытия внутреннего мира лирического героя,

автор использует следующие средства художественной выразительности: градация, постепенное эмоциональное нарастание – ветер, дождик, мгла … Эпитеты: «Мне темно, холодной пустыней… Риторические восклицания, вопросы и т.д.

- А еще вы говорили о звукописи. Вы услышали звуки дождя, стучащего в окно, вой ветра…

- И, подводя итог, вы акцентировали внимание на том, что лирический герой хочет купить собаку, чтобы избавиться от одиночества, обрести верного друга.

ОБОБЩЕНИЕ

Вы считаете, что для более глубокого раскрытия внутреннего мира лирического героя, автор использует следующие средства художественной выразительности:

Слайд 13РЕФЛЕКСИЯ
Написать мини-сочинение на тему: «Как меняется настроение лирического

героя в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество»?
РЕФЛЕКСИЯ   Написать мини-сочинение на тему: «Как меняется настроение лирического героя в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество»?

Слайд 14Что мне дает коучинг?
повышается интерес к предмету,
дети говорят, рассуждают,

спорят,
мыслят творчески,
делают открытия.
Что мне дает коучинг? повышается интерес к предмету, дети говорят, рассуждают, спорят, мыслят творчески,делают открытия.

Слайд 15Новые тропы открывает лишь тот,
кто готов заблудиться…

Новые тропы открывает лишь тот, кто готов заблудиться…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть