Презентация, доклад на тему Урок русского языка в 10 классе: Фонетическая система русского языка

Содержание

Вопросы для повторенияЧто изучает фонетика?Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками?В чем различие между буквой и звуком?В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?В чем различие между глухими и звонкими согласными?Какие

Слайд 1Фонетическая система русского языка

Фонетическая система русского языка

Слайд 2Вопросы для повторения
Что изучает фонетика?
Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания

и соотношение со звуками?
В чем различие между буквой и звуком?
В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
В чем различие между глухими и звонкими согласными?
Какие звуки не образуют пар по глухости/ звонкости?
Вопросы для повторенияЧто изучает фонетика?Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками?В чем различие

Слайд 3Вопросы для повторения
7. Какие согласные называют сонорными?
8. В чем различие между

твердыми и мягкими согласными?
9. Какие звуки образуют пары по твердости/ мягкости? Какие являются непарными?
10. Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
11. Какие согласные звуки называют шипящими?
12. Какие буквы и в каких условиях обозначают 2 звука? С помощью каких букв обозначается звук (Й)?
Вопросы для повторения7. Какие согласные называют сонорными?8. В чем различие между твердыми и мягкими согласными?9. Какие звуки

Слайд 4 Упражнения
1. В каких словах

под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове СЫН?
Щиплет, жизнь, циркуль, щит, читка, ширь, бежит.

ЖИЗНЬ, ЦИРКУЛЬ, БЕЖИТ, ШИРЬ

Упражнения1. В каких словах под ударением произносится тот же гласный

Слайд 5 Упражнения
2. Даны пары слов: а) НОС- НЁС б) ПЫЛ- ПИЛ

в) ПУД – ПУТЬ.
В каких парах произношение слов различается только одним звуком?

А, В

Упражнения2. Даны пары слов: а) НОС- НЁС б) ПЫЛ- ПИЛ в) ПУД – ПУТЬ.

Слайд 6 Упражнения
3. Какие слова получатся, если в приведенных словах глухие согласные

заменить парными звонкими?
КОРА, СЛОЙ, ШАР, ТОЛК, СВЕРЬ.


ГОРА, ЗЛОЙ, ЖАР, ДОЛГ, ЗВЕРЬ

Упражнения3. Какие слова получатся, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими?  КОРА, СЛОЙ,

Слайд 7 Упражнения
4. Назовите общие звуки в словах СЕРБ и ПЕРС.


5. Как

изучающим фонетику может помочь предложение Пастух Фока, хочешь щец?


(Э), (Р)

В этом предложении содержатся все глухие
согласные.

Упражнения4. Назовите общие звуки в словах СЕРБ и ПЕРС.5. Как изучающим фонетику может помочь предложение Пастух

Слайд 8 Упражнения
7. По какому признаку приведенные слова можно

разбить на 2 группы?
Берег, петля, вьёт, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный, люк.

вьёт, поют, ёж, июль, ясный
Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают
2 звука.

берег, петля, метёлка, люк
Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают
гласный звук и мягкость
предшествующего
согласного.

Упражнения7. По какому признаку приведенные слова можно разбить на 2 группы? Берег, петля,

Слайд 9 Упражнения
8.Выпишите слова, в которых количество букв не

совпадает с количеством звуков.
Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятерка, июль, женитьба, приют.

Объяснение- 10б,11зв; медальон-8б,7зв;
женитьба- 8б, 7зв; приют- 5б,6зв.

Упражнения8.Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.Объяснение, бельё, майор,

Слайд 10 Основные фонетические процессы русского языка

Фонетические процессы – изменения звуков в

потоке речи, когда звуки влияют друг на друга.
Основные фонетические процессы русского языкаФонетические процессы – изменения звуков в потоке речи, когда звуки влияют друг

Слайд 11 Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
1.Оглушение звонких парных на

конце слова:
стог (сток), кровь (кроф’).

2.Оглушение звонких парных перед глухими:
лодка (тк),в тень (фт’эн’).

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.1.Оглушение звонких парных на конце слова:  стог (сток), кровь

Слайд 12 Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.


3. Озвончение

глухих парных перед звонкими ( кроме сонорных и (В) (В’):
молотьба (д’б), к дубу (гдубу)
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.3. Озвончение глухих парных перед звонкими ( кроме

Слайд 13Такое уподобление звуков называют ассимиляцией.
Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но

и по другим признакам, н-р, по месту образования преграды.
(С) + (Ш) = (Ш): СШИТЬ (ШЫТ’)
( З)+ (Ж)= (ЖА): РАЗЖАТЬ (РАЖАТ’)
(Т)+ (С) = (Ц): УЛЫБАТЬСЯ (УЛЫБАЦА) и др.
Такое уподобление звуков называют ассимиляцией.Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но и по другим признакам, н-р, по

Слайд 14В результате ассимиляции возникают долгие согласные.
В транскрипции долгота звука

обозначается чертой над ним.
Долгие согласные встречаются в корнях иноязычных слов: АЛЛЕЯ (АЛ’ЭЙ’А),
ТОННА (ТОНА)
и на стыке морфем: ПОДДЕТЬ (ПАД’ЭТ’).
В результате ассимиляции возникают   долгие согласные. В транскрипции долгота звука обозначается чертой над ним.Долгие согласные

Слайд 15 Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.


4. Расподобление

( диссимиляция)- усиление различий между звуками для облегчения произношения.
Н-р, в слове МЯГКИЙ вместо ожидаемого уподобления (ГК’) или (К’К’) произносится (ХК’), что облегчает произношение слова.
Ср.также: ЛЁГКИЙ (Л’ОХК’ИЙ)
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.4. Расподобление ( диссимиляция)- усиление различий между звуками

Слайд 16 Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.


5. Упрощение

групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: в сочетании из 3-х согласных один не произносится.
ЗДН – (ЗН): ПРАЗДНЫЙ – ПРА(ЗН)ЫЙ
СТН – (СН): ПОСТНЫЙ- ПО(СН)ЫЙ
СТЛ – (СЛ): УЧАСТЛИВЫЙ –УЧА(СЛ)ИВЫЙ
РДЦ – (РЦ): СЕРДЦЕ – СЕ(РЦ)Е
ЛНЦ – (НЦ): СОЛНЦЕ –СО(НЦ)Е и др.
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.5. Упрощение групп согласных происходит в словах с

Слайд 17Безударные гласные на месте ударных (А), (О), (Э).
Гласные звуки чётко произносятся

под ударением. Это сильная позиция.
дом – д(О)м

Слабая позиция – это безударное положение, в котором гласные звучат более слабо.
В науке это явление называется редукцией безударных гласных.
Н-р, в 1-м слоге слова СТОЛЫ произносится звук, близкий к звуку (А).
В слове ЧАСЫ в 1-м слоге произносится звук,
средний между (И) и (Э)

Безударные гласные на месте ударных (А), (О), (Э).Гласные звуки чётко произносятся под ударением. Это сильная позиция.дом –

Слайд 18 Упражнения
1.Сколько раз названные звуки

употреблены в тексте. Какими буквами обозначены эти звуки?
А: звук (Ц): Хвост овечий – сердце бьется, расстается с телом дух. Что ж он (снаряд), черт, лежит, не рвется, ждать мне больше недосуг.
Б: звук (Ч’): Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть- то можно, думал, что её (гармошку) беречь.

(Ц)- 4
(Ч’)- 3

Упражнения1.Сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначены

Слайд 19 Упражнения
3. Какой согласный звук (глухой/

звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?
Впереди, ложка, к дому, в среду, от берега, дорожка, с гирей, под столом, визг, присказка, в саду, подписать, гвоздь, отбежать, вокзал.
Упражнения3. Какой согласный звук (глухой/ звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические

Слайд 20 Упражнения
5. Разделите слова на

3 группы.
Аллея, кассовый, ясный, поздний, ёмкость, воюю, боевой, шведский, бельевой, ёрш, расчёт, приют, степь, отгадка

.

Упражнения5. Разделите слова на 3 группы.Аллея, кассовый, ясный, поздний, ёмкость,

Слайд 21 Контрольный тест
1.В каком слове произносится звук

(З’)?
1) изморозь 2) просьба 3) безыдейный 4)бензовоз
2.В каком слове произносится звук (В)?
1) вспугнуть 2) воспитать 3) объектив 4) обвить
3.В каком слове произносится звук (С’)?
1) витязь 2) сделать 3) спасатель 4) бирюза
4.В каком слове произносится звук (Г)?
1) гитарист 2) легкий 3) творог 4) вокзал
Контрольный тест1.В каком слове произносится звук (З’)?

Слайд 22 Контрольный тест
5.В каком слове произносится звук

(Б’)?
1) голубь 2) гибкий 3) беречь 4)обыграть
6.В каком слове произносится звук (В ’)?
1) воевать 2) бровь 3) впадать 4) обвинить
7.В каком слове произносится звук (О)?
1) лопата 2) подарок 3) чёрный 4) коварный
8.В каком слове произносится звук (Ж)?
1) мужчина 2) бедняжка 3) обжиг 4) фляжка
Контрольный тест5.В каком слове произносится звук (Б’)?

Слайд 23 Контрольный тест
9.В каком слове произносится звук

(Ч’)?
1) счёт 2) грузчик 3) песчаный 4) чемпион
10.В каком слове нет звука (Ш ’)?
1) помощник 2) расчистить 3) подписчик 4)брусчатка
11.В каком слове нет звука (С)?
1) айсберг 2) собрать 3) заказ 4) указка
12.В каком слове нет звука (Ф)?
1) лавка 2) буфет 3) впечатление 4) всюду
Контрольный тест9.В каком слове произносится звук (Ч’)?

Слайд 24 Контрольный тест
13.В каком слове все согласные

звуки мягкие?
1) лишь 2) жить 3) пять 4) шесть
14.В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) беречь 2) лучше 3) щеголять 4) несёшь
15.В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) поют 2) хижина 3) купаться 4) подсчёт
16.В каком слове произносится твердый звонкий шипящий?
1) чистый 2) целиком 3) вираж 4) жалость
Контрольный тест13.В каком слове все согласные звуки мягкие?

Слайд 25 Контрольный тест
17.В каком слове произносится твердый

глухой шипящий?
1) подрежь 2) частокол 3) щуплый 4) сажа
18.В каком слове происходит оглушение согласного?
1) обложка 2) школьный 3) лестница 4) сделка
19.В каком слове происходит оглушение согласного?
1) впереди 2) участник 3) бесшумный 4) судьба
20.В каком слове происходит оглушение согласного?
1) с дороги 2) в поле 3) в лесу 4) под окном
Контрольный тест17.В каком слове произносится твердый глухой шипящий?1) подрежь 2) частокол 3)

Слайд 26 Контрольный тест
21.В каком слове происходит озвончение

согласного?
1) подкатить 2) подбежать 3) отбирать 4) отпилить
22.В каком слове происходит озвончение согласного?
1) сгусток 2) свист 3) субтитры 4) стружка
23.В каком слове происходит озвончение согласного?
1) с ложкой 2) к воде 3) с кистью 4) к делу
24. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает?
1) вьюга 2) агентство 3) уменьшить 4) ясный
Контрольный тест21.В каком слове происходит озвончение согласного?

Слайд 27 Контрольный тест
25. В каком слове кол-

во букв и звуков совпадает?
1) южный 2) ябедничать 3) рассказ 4) учиться
26. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает?
1)крепостной 2) маячить 3) аккордеон 4) события
27. В каком слове букв больше, чем звуков ?
1) умывается 2) съестное 3) подъём 4) бухгалтер
28. В каком слове букв больше, чем звуков ?
1)создаёшь 2) повсеместный 3)прелестное 4)вьюжная
29. В каком слове звуков больше, чем букв ?
1) проявить 2) участник 3) аллея 4) здание
30. В каком слове звуков больше, чем букв ?
1) въедливый 2) юбилей 3) пятёрка 4)масштаб



Контрольный тест25. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает? 1)

Слайд 28 Ответы к тесту

Ответы к тесту

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть