Слайд 1Сочинение-рассуждение по тексту
10 класс
Презентацию подготовила:
учитель русского языка и литературы
Григоренко Ирина Анатольевна
ОГАОУ«Академия футбола «Энергомаш»
г.Шебекино Белгородской области
Слайд 2Развитие коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся.
Задачи урока:
Продолжать работу по формированию умений
и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, зрелости суждений при интерпретации текста
Способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью
В ходе комплексного анализа текста отобрать материал, необходимый для написания сочинения
Цель урока:
Слайд 3Критерии оценивания задания 27
I. Содержание сочинения
К1 Формулировка проблем исходного текста
1 балл. Экзаменуемый (в
той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
0 баллов. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов
Слайд 4К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
5 баллов. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с
опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
4 балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,
или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
3 балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
2 балла. Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение.
1 балл. Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение.
0 баллов. Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или
проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
Слайд 5
К3 Отражение позиции автора исходного текста
1 балл. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста
по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
0 баллов. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.
К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
1 балл. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.
0 баллов. Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)
Слайд 6План сочинения ЕГЭ 2019
Вступление
Проблема
Связка
Комментарий (1-й пример-иллюстрация)
Пояснения к комментарию
Комментарий (2-й пример-иллюстрация)
Пояснение к
комментарию
Смысловые отношения между примерами-иллюстрациями
3. Позиция автора
4. Собственная позиция
Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)
5. Заключение
Слайд 7Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема – это
предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст
.
Проблемы бывают:
философские, политические, экологические, нравственные, социальные
Определите, к какому типу проблем относятся данные проблемы. Запишите буквенный ответ.
1.В чем смысл человеческой жизни?
2.Можно ли избежать социальной несправедливости?
3.Нужно ли заботиться об окружающих людях?
4.Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы?
5. В чем опасность политики национализма?
Ключ: Ф, С, Н,Э,П
Слайд 9
Способы формулирования проблемы
- Проблема + род.п.
- Вопросительное предложение
- Цитата
(Можно:
а) процитировать
Автор
прямо заявляет о проблеме «…
В тексте говорится о «…
б) пересказать
в) указать № предложения
Проблема четко обозначена в предложении №… )
Слайд 10Речевые клише, помогающие сформулировать проблему.
Данный текст посвящён проблеме…
Одной из проблем,
затронутых в данном тексте, является…
Автор данного текста приглашает нас поразмышлять о…
«…?» – над этим вопросом задумываешься, читая…
«…?» – этим вопросом задаётся автор…
Действительно ли …? Давайте посмотрим, как эту проблему решает автор текста…
Автор коснулся проблемы…, уделил внимание проблеме…,
Автор поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил …. проблему…
Слайд 11Григо́рий Я́ковлевич Бакла́нов (настоящая фамилия Фри́дман;
(11 сентября 1923—23 декабря 2009)
русский
советский писатель и сценарист, один из представителей «лейтенантской прозы»
Слайд 12 1) За год службы
в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. 2)Безропотный, молчаливо-старательный, все бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. 3)Когда выпадало опасное задание, о нем говорили: «Этот не справится». 4)И посылали другого. 5)Так Долговушин откочевал в повозочные. 6)В повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. 7)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:
— В армии так: не знаешь — научат, не хочешь — заставят. 8)— И ещё сказал: — Отсюда тебе путь один: в пехоту. 9)Так и запомни.
10)С тем старшина и начал его воспитывать. 11)Долговушину не стало житья.
12)Вот и сейчас он тащился на НП, под самый обстрел, все ради того же воспитания. 13)Пономарёв оглянулся ещё раз. 14)Немецкие танки расползлись в стороны друг от друга и по-прежнему вели огонь. 15)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. 16)Расставив короткие ноги, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.
17)— Немцы! — обмер Долговушин.
18)— Я те дам «немцы»! — прикрикнул старшина и погрозил пальцем.
19)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, как за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. 20)Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания на слова Пономарёва, кинулся бежать назад и влево.
21)— Я те побегу! — кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.
22)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине.
23)— Правей, правей ползи! — закричал он Долговушину. 24)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. 25)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. 26)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал:
— Правей бери, правей! Там скат!
27)Каблуки вильнули влево. 28)«Услышал!» — радостно подумал Пономарёв. 29)Ему наконец удалось вытащить наган. 30)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. 31)Потом он опять пополз. 32)Метров шесть ему осталось до кукурузы, и он уже подумал про себя: «Теперь — жив». 33)Тут кто-то палкой ударил его по голове. 34)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.
35)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. 36)Здесь пули шли поверху «Правей ползи», — вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.
37)— Вот те и вышло правей… 38)Он высвободил плечи от лямок, и термос упал в снег. 39)Долговушин отпихнул его ногой. 40)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.
41) Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. 42)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. 43)Он показал пустой диск автомата. 44)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел.
45)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, — подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. 46)— Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. 47)Просто я ещё не умею разбираться в людях…
48) И поскольку в этот день ранило каптёра, Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра
Слайд 13Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление. (Виктор Гюго)
Слайд 14Тест по тексту:
1.Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста
1) Долговушин за
год службы в батарее проявил себя способным человеком
2) Долговушину не стало житья, так как старшина стал его воспитывать
3) Когда на гребень окопа вспрыгнул немецкий солдат, до укрытия оставалось совсем немного
4) Назаров, которому Долговушин сначала не понравился, подумал, что он ещё не научился разбираться в людях
2. Какие слова наиболее точно характеризуют Долговушина?
1) смелый, порядочный, ответственный
2) бестолковый, себе на уме, «богом ушибленный»
3) отзывчивый, старательный, равнодушный
4) капризный, робкий, решительный
3. Определите стиль и тип речи текста:
1) научный; описание 3) публицистический; повествование
2) публицистический; рассуждение 4) художественный; повествование
4.Какие вопросы автор не поднимает в тексте
Отношение человека к своему делу
Проявление трусости в экстремальных ситуациях
3) Первое впечатление о человеке
Дружеские отношения с окружающими
5. Укажите средство связи предложений №28 и №29
синоним 3) однокоренные слова
Повтор 4) местоимение
Слайд 15Ключ к тесту:
1 – 1
2 – 2
3 – 4
4 –
4
5 – 4
Слайд 16Конструкция «Проблема чего?»
Отношение человека к своему делу
Поведение человека на войне
Первое впечатление о человеке
Вопросительное предложение
Как относится человек к своему делу?
Как может проявить себя человек в экстрема-льной ситуации?
Каково первое впечатление о человеке?
Слайд 17«Имена существительные»
Жен. род – руки вверх,
муж. р. –
наклон вперед,
ср. р. – поворот головой
Физкультминутка
Слайд 19
Смысловая связь между примерами.
-Где обозначать связь между примерами?
Указание на связь примеров
как зачин в комментарии:
Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев…
Указание на связь примеров при переходе от первого аргумента ко второму:
Для сравнения обратимся к другому примеру…
Указание на связь примеров как итог комментирования:
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Слайд 20Позиция автора – ответ на поставленный вопрос (проблему)
Типовые конструкции:
-отношение автора
к поставленной проблеме неоднозначно
-позиция автора по затронутым вопросам очевидна
-основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том
-автор, ссылаясь на… (приводя примеры) , утверждает, что
-рассуждая о… , автор сожалеет о том, что. .
Слайд 21Обоснование собственного мнения
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
(В романе Джона
Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» автор представляет «невозможную» дружбу двух главных героев. Глазами Бруно, отец которого жестокий и безнравственный человек, открывается мир, в котором автор показывает мужество маленького Бруно, который несмотря на запреты своего отца, продолжал ходить в лагерь к своему еврейскому другу.
2. Василь Быков «Сотников»
(Автор представляет читателям образы двух товарищей: Сотникова и Рыбака. Сотников, слабый здоровьем, но не духом, готов был умереть за Родину, в отличие от Рыбака, который предал его, предпочтя жизнь дружбе.)
3. Б.Васильев «А зори здесь тихие»
(Каждый наверняка слышал эту печальную историю о том, как пять зенитчиц во главе со старшиной Васковым пошли в лес, чтобы разведать обстановку. Что они чувствовали в тот момент, когда узнали, что рядом с ними находятся шестнадцать вооруженных врагов, которые не собираются останавливаться на своем пути? Отступать было нельзя, действовать надо было решительно, и не дать пройти им дальше. Конец был поистине трагичным, все девушки погибли, но они сделали свое дело.)
Слайд 23Домашнее задание:
- Написать сочинение-рассуждение по тексту Г.Я.Бакланова.
Помните! Объём не менее 150
слов
Спасибо за внимание!