Слайд 1ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ
ПРЕДЛОГИ
Урок русского языка
в 7 классе
Выполнила: Волощенко В.А., учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цели урока:
различать на письме предлоги и омонимичные части речи;
уметь правильно писать
производные предлоги;
знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов.
Слайд 3Лингвистическая разминка
Словарный диктант
подл_(н, нн)ое и(с,сс)ку(с,сс)тво
обн_жает ист_(н,нн)ое пол_жение
изобр_жено в произв_дении
г_мнастический снаряд
просв_ще(н,нн)ый народ
ровес_ик
века
бессловес_ое существо
обличать кос_ые взгляды
Слайд 4Лингвистическая разминка
Проверка словарного диктанта
подлинное искусство
обнажает истинное положение
изображено в произведении
гимнастический снаряд
просвещенный народ
ровесник
века
бессловесное существо
обличать косные взгляды
Слайд 5Лингвистическая разминка
Лексико-орфографическая работа
обличать – разоблачать, обнаруживать, раскрывать
косный – консервативный,
тяготеющий к чему-то привычному, невосприимчивый к новому
Составьте с данными словами словосочетания или предложения
Слайд 6Лингвистическая разминка
Орфографическая работа
(не)замече(н, нн) ый объект
(не) боящийся опасности
(не) терявший присутствия духа
о
(не)здешнем жителе
(не)иссякаемый источник
(не)высокое, но красивое здание
Слайд 7Лингвистическая разминка
Орфографическая работа
далеко (не)веселый рассказ
(не)замеченная мною ошибка
(не)смотря на непогоду
(не)смотря по
сторонам
(не)одиннадцать
(не) от кого
Слайд 8Лингвистическая разминка
Проверка орфографической работы
незамеченный объект
не боящийся опасности
не терявший присутствия духа
о нездешнем
жителе
неиссякаемый источник
невысокое, но красивое здание
Слайд 9Лингвистическая разминка
Проверка орфографической работы
далеко не веселый рассказ
не замеченная мною ошибка
несмотря на
непогоду
не смотря по сторонам
не одиннадцать
не от кого
Слайд 10Лингвистическая разминка
Разбор по составу
незамеченный
рассуждать
просвещение
налево
разрывая
Слайд 11Лингвистическая разминка
Синтаксис и пунктуация
1.Сделать синтаксический разбор предложения.
2. Определить части речи.
3. Назвать
смысловые отношения, которые выражают предлоги в выделенных сочетаниях.
Две капли брызнули в стекло, и через минуту
на сад обрушился ливень.
Слайд 12Изучение нового материала
Правописание производных предлогов
слитно
раздельно
ВАЖНО!
Определить часть речи слова.
Слайд 13Различай предлог и существительное!
Предлог
Существительное
Можно заменить предлогом-синонимом
Вследствие дождей река вышла из берегов.
Подберите
предлог-синоним.
Из-за.
1. Можно подобрать прилагательное
и вставить его перед существительным
В следствии по делу было много неясного.
Подберите прилагательное.
В следствии каком? – новом.
2. Можно задать падежный вопрос
Было в чем? – в следствии
Слайд 14Аргументируй ответ!
Предлог
Существительное
Соорудили что-то вроде плота.
Предлог-синоним: наподобие.
Согласовать в роде, числе и падеже.
Прилагательное:
в роде каком? – женском, мужском.
Согласовать в чем? – в роде.
Условились насчет экскурсии.
Предлог-синоним: о.
Деньги поступили на счет мира.
Прилагательное: на счет какой? – банковский.
Поступили на что? – на счет.
Ремонтировали дом
в продолжение месяца.
Предлог-синоним: около.
В продолжении романа встретились старые герои.
Прилагательное: в продолжении каком? – новом.
Встретились в чем? – в продолжении.
Слайд 15Запомни!
Слитно
Раздельно
Вследствие
Ввиду (= из-за)
Насчет (= о)
Наподобие
Вроде
Вместо
Несмотря (на)
В течение
В продолжение
В целях
По причине
Со стороны
Написание
Слайд 16Запись под диктовку с комментарием
Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
(в)
следстви.. непогоды,
вследствие (=из-за , предлог) непогоды,
вмешаться (в) следстви..,
вмешаться (во что? – существительное) в следствие,
(в) продолжени.. пяти лет,
в продолжение (=в течение, предлог) пяти лет,
(в) течени.. ручья,
в течении (чего? – существительное) ручья,
(в)течени.. месяца,
в течение месяца,
(в) виду недостатка времени,
ввиду (из-за, предлог) недостатка времени,
Слайд 17Запись под диктовку с комментарием
Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
узнать
(на) счёт подписки,
узнать насчёт (=о, предлог) подписки,
перевести (на) счёт другой организации,
перевести (на что? – существительное) на счёт другой организации,
узор (на) подоби.. снежинки,
узор наподобие снежинки,
(в) роде Толстых,
(в чем? ) в роде Толстых,
обратите внимание (на) подоби.. этих явлений,
обратите внимание(на что?) на подобие этих явлений,
(на) подоби.. героев основан весь сюжет,
весь сюжет основан (на чем?) на подобии героев,
Слайд 18Запись под диктовку с комментарием
Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
(в)
силу непр..двиденных обстоятельств,
в силу непревиденных обстоятельств,
надейся (на) встречу с ней,
надейся на встречу с ней,
(в) заключени.. выступления,
в заключении выступления,
(не) смотря на прив..легии,
не смотря на привилегии,
(не) смотря в мою сторону,
не смотря в мою сторону,
говорил (на) счёт творческого поиска,
говорил насчёт творческого поиска.
Слайд 19Обозначение орфограммы
Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический
разбор слов, над которыми стоит цифра 3.
Спишите предложения, раскройте скобки, обозначьте орфограммы
1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты.
2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн.
3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов .
4. Имейте (в) виду – задание ответстве..ное.
5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы?
6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и .
7. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли.
8. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда.
Слайд 20Проверь себя!
Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный
морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3.
Спишите предложения, раскройте скобки, обозначьте орфограммы
1. В продолжении утра и середины дня он весь был погружён в расчёты.
2. Голубые, прозрачные струйки дыма тянулись от костра к морю, навстречу брызгам волн.
3. Она повторяла свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов .
4. Имейте в виду – задание ответственное.
5. Вы писали мне что-то насчёт воскресной школы?
6. Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции .
7. А может быть, птица какая-нибудь вроде цапли.
8. И мальчик был счастлив вследствие его приезда.
Слайд 21Составьте предложения!
Слитно
Раздельно
Вследствие
Ввиду (= из-за)
Насчет (= о)
Наподобие
Вроде
Вместо
Несмотря (на)
В течение
В продолжение
В целях
По причине
Со
стороны
С указанными предлогами составьте предложения.
Помните о слитном/раздельном написании предлогов!
Слайд 22Подведение итога урока
Какие предлоги называются производными?
Почему они так называются?
От каких условий
зависит слитное/раздельное написание предлогов?
Как разграничиваются предлог и существительное в предложении?
Назовите предлоги, которые пишутся слитно.
Назовите предлоги, которые пишутся раздельно.
Слайд 23Домашнее задание
Выучить предлоги, которые пишутся слитно/раздельно.
Параграф 53, упр. 310