Презентация, доклад на тему Урок русского языка Фонетический разбор

Содержание

Цель урока: формирование умений совершать фонетический разбор слова.Задачи урока:Уметь определять количество слогов;Уметь ставить ударение;Уметь характеризовать каждый звук;Установить качественно-количественное  соотношение между    буквами и звуками в слове;

Слайд 1Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова

Слайд 2Цель урока: формирование умений совершать фонетический разбор слова.
Задачи урока:
Уметь определять количество

слогов;
Уметь ставить ударение;
Уметь характеризовать каждый звук;
Установить качественно-количественное  соотношение между    буквами и звуками в слове;

Цель урока: формирование умений совершать фонетический разбор слова.Задачи урока:Уметь определять количество слогов;Уметь ставить ударение;Уметь характеризовать каждый звук;Установить

Слайд 3ЭПИГРАФ:
«Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие

оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический наш язык».
Н.В.Гоголь
ЭПИГРАФ:«Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал

Слайд 4Ход урока:
1. Повторение ранее изученного материала.
Что такое фонетика?
Чем отличается звук от

буквы?
Как определить количество слогов в слове?
Что такое ударение?
Ход урока:1. Повторение ранее изученного материала.Что такое фонетика?Чем отличается звук от буквы?Как определить количество слогов в слове?Что

Слайд 5Вспомним!
  Напомню, что в русском алфавите 33 буквы. Звуков, которые обозначают

эти буквы гораздо больше. Например, буква Л может обозначать 2 звука [л] (лук) и [л'] (люк).
   Гласных звуков всего 6 - [а]  [у]  [о]  [э]  [ы]  [и]. Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
   Согласных звуков 36.
Вспомним!   Напомню, что в русском алфавите 33 буквы. Звуков, которые обозначают эти буквы гораздо больше. Например,

Слайд 6
Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных:
[б] -

[п], [в] -  [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].
Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных: [б] -[б'], [в] - [в'],
[г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'],
[т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х'].
Звуки  [й'], [л], [л'],[м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - всегда звонкие.
Звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] - всегда глухие.
Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
.Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда  мягкие.
Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных: [б] - [п], [в] -  [ф], [г] -

Слайд 72.Объяснение нового материала:
Слово учителя:
Дело в том, что для его выполнения нужны

знания и предельное внимание: мелочей в фонетике не бывает.  Необходимо знать правила транскрипции, уметь её писать. Нужно понимать, что делать и в какой последовательности. 
В учебниках примеров транскрипции и образцов фонетического разбора слов почти не встречается. Поэтому здесь приводится много примеров. Я вижу свою задачу в том, чтобы с максимальной наглядностью показать, что от тебя требуется. Для фонетического разбора нужно уметь:
различать звуки и буквы, 
замечать неточные соответствия и несоответствия между звуковым и буквенным составами слов, 
обозначать произношение звуков транскрипцией,
определять гласные и согласные, 
отличать ударные гласные от безударных, 
отличать глухие согласные от звонких, а твёрдые от мягких, 
знать, какие согласные непарные по глухости-звонкости, а какие - по твёрдости-мягкости,
знать, какие позиции сильные, а какие слабые и что происходит в слабой позиции.  
Если ты не знаешь базовых понятий фонетики, не понимаешь различия между буквами и звуками, не умеешь определять гласные и согласные, отличать глухие от звонких, твёрдые от мягких и т.п., то фонетический разбор слова не получится.
Помни: Приступать к фонетическому разбору без знаний - только терять время. Ошибок в этом случае не избежать. Чтобы сэкономить время, советую сначала ликвидировать пробелы в знаниях.
2.Объяснение нового материала: Слово учителя:Дело в том, что для его выполнения нужны знания и предельное внимание: мелочей

Слайд 8
Фонетический разбор
Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении  звукового

состава последнего. При этом необходимо:
- определить количество слогов;
- установить качественно-количественное  соотношение между    буквами и звуками в слове;
- охарактеризовать каждый звук.
Фонетический разборЦель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении  звукового состава последнего. При этом необходимо:- определить

Слайд 9Основные понятия для разбора:
Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной

слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о-го-род-ни-че-ство.
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и  отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).
Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экзаменом, мне больно, ранен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).
Ударение в слове одно, однако, если слово длинное, может  появиться побочное ударение: электростанция.
Основные понятия для разбора: Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов

Слайд 10
Фонетический разбор заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова

и предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1.
При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуется не буквы, а звуки слова.
Существует несколько вариантов записи фонетического разбора, которые различаются оформлением характеристики звуков и букв.
Фонетический разбор заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа. Слово

Слайд 11
План фонетического разбора.
1. Раздели слова на слоги и выдели ударный;
2. Охарактеризуй

по порядку гласные т согласные звуки                                                      
гласные - ударные, безударные;
согласные - звонкие или глухие, твёрдые или мягкие, парные или непарные;                   
3. Определи количество  букв и звуков в слове.
План фонетического разбора.1. Раздели слова на слоги и выдели ударный;2. Охарактеризуй по порядку гласные т согласные звуки                                                      

Слайд 12
Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).
1. Разбейте слово на слоги,

укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове,
укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую
транскрипцию слова.
4. Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),
звонкие, глухие (парные, не­
парные), какой буквой обозна­чены.
5 Укажите количество звуков и букв.
Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.2. Поставьте ударение в

Слайд 13
Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - м -

согл., непарн., зв., тв.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн., зв., тв.
к - к - согл., парн., глух., тв.
о - о – гласн., ударн.
в - ф – согл., парн., глух., мягк.
ь -----------------------------
7 букв, 6 звуков
Пример:морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.м - м - согл., непарн., зв., тв.о - а

Слайд 14Запомни!
буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я  начале слова, после

гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи -  [ручйи];
несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): возчик – [вощик], детский – [д'эцк'ий].

Запомни!буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я  начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ):

Слайд 153.Закрепление

3.Закрепление

Слайд 16Примеры и комментарии

Примеры и комментарии

Слайд 17
Ель 
ель - слово из одного слога.
е - [й'] - согл., зв. непарн., мягк.

непарн.    \ [э] - гл. ударн. л - [л'] - согл., зв. непарн., мягк.  ь - [-] _______ 3 б., 3 зв.
Ель ель - слово из одного слога.е - [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.    \ [э] - гл. ударн. л -

Слайд 18
Комментарий: 
буква е в начале слова обозначает два звука: [й'] и [э]
буква ь обозначает мягкость предшествующего

согласного
звук [й']  - непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости
звук [л'] - непарный по глухости-звонкости 
Комментарий: буква е в начале слова обозначает два звука: [й'] и [э]буква ь обозначает мягкость предшествующего согласногозвук [й']  - непарный по глухости-звонкости

Слайд 19
Объезд 
объ-е´зд - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
о - [a] -

гл. безуд. б - [б’] - согл., зв., тв. ъ - [-]  е - [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.    \ [э´] - гл. ударн. з - [с] - согл., гл., тв. д - [т] - согл., гл., тв. ________  6 б., 6 зв.
Объезд объ-е´зд - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.о - [a] - гл. безуд. б - [б’] -

Слайд 20
Комментарий:
буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й'] и [э] 
звук [т]

- пример оглушения звонких на конце слова
звук [c] - пример оглушения звонкого в позиции пред глухим
слово может произноситься и по-другому: [абй’эст], т.е. с твёрдым произношением [б]
Комментарий:буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й'] и [э] звук [т] - пример оглушения звонких на конце

Слайд 21Попробуй сам!
Задание:
Сделай фонетический разбор слова:

СОЛНЦЕ

Попробуй сам! Задание:Сделай фонетический разбор слова:СОЛНЦЕ

Слайд 22Проверь!
СОЛНЦЕ
СОЛ-ЦЕ- 2 слога, первый слог ударный
с - [с] –

согл., гл.парн., мягк. парн.
о- [о] – глас., удар.
л - [-]  \
н - [н] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.
   ц - [ц] - согл., гл. непарн., тв. непарн.
е- [э] – глас., безудар.
6 букв,5 звуков

Проверь!  СОЛНЦЕСОЛ-ЦЕ- 2 слога, первый слог ударный  с - [с] – согл., гл.парн., мягк. парн.

Слайд 23Домашнее задание
Сделай фонетический разбор слов:
ЛЫЖИ, ВЕСНА, КНИГА, РЕСПУБЛИКА


Спасибо за
Внимание!

Домашнее задание  Сделай фонетический разбор слов:ЛЫЖИ, ВЕСНА, КНИГА, РЕСПУБЛИКАСпасибо заВнимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть