Слайд 2Цель урока: формирование умений совершать фонетический разбор слова.
Задачи урока:
Уметь определять количество
слогов;
Уметь ставить ударение;
Уметь характеризовать каждый звук;
Установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;
Слайд 3ЭПИГРАФ:
«Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие
оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический наш язык».
Н.В.Гоголь
Слайд 4Ход урока:
1. Повторение ранее изученного материала.
Что такое фонетика?
Чем отличается звук от
буквы?
Как определить количество слогов в слове?
Что такое ударение?
Слайд 5Вспомним!
Напомню, что в русском алфавите 33 буквы. Звуков, которые обозначают
эти буквы гораздо больше. Например, буква Л может обозначать 2 звука [л] (лук) и [л'] (люк).
Гласных звуков всего 6 - [а] [у] [о] [э] [ы] [и]. Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Согласных звуков 36.
Слайд 6
Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных:
[б] -
[п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].
Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных: [б] -[б'], [в] - [в'],
[г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'],
[т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х'].
Звуки [й'], [л], [л'],[м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - всегда звонкие.
Звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] - всегда глухие.
Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
.Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда мягкие.
Слайд 72.Объяснение нового материала:
Слово учителя:
Дело в том, что для его выполнения нужны
знания и предельное внимание: мелочей в фонетике не бывает.
Необходимо знать правила транскрипции, уметь её писать. Нужно понимать, что делать и в какой последовательности.
В учебниках примеров транскрипции и образцов фонетического разбора слов почти не встречается. Поэтому здесь приводится много примеров. Я вижу свою задачу в том, чтобы с максимальной наглядностью показать, что от тебя требуется.
Для фонетического разбора нужно уметь:
различать звуки и буквы,
замечать неточные соответствия и несоответствия между звуковым и буквенным составами слов,
обозначать произношение звуков транскрипцией,
определять гласные и согласные,
отличать ударные гласные от безударных,
отличать глухие согласные от звонких, а твёрдые от мягких,
знать, какие согласные непарные по глухости-звонкости, а какие - по твёрдости-мягкости,
знать, какие позиции сильные, а какие слабые и что происходит в слабой позиции.
Если ты не знаешь базовых понятий фонетики, не понимаешь различия между буквами и звуками, не умеешь определять гласные и согласные, отличать глухие от звонких, твёрдые от мягких и т.п., то фонетический разбор слова не получится.
Помни:
Приступать к фонетическому разбору без знаний - только терять время. Ошибок в этом случае не избежать. Чтобы сэкономить время, советую сначала ликвидировать пробелы в знаниях.
Слайд 8
Фонетический разбор
Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового
состава последнего. При этом необходимо:
- определить количество слогов;
- установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;
- охарактеризовать каждый звук.
Слайд 9Основные понятия для разбора:
Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной
слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о-го-род-ни-че-ство.
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).
Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экзаменом, мне больно, ранен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).
Ударение в слове одно, однако, если слово длинное, может появиться побочное ударение: электростанция.
Слайд 10
Фонетический разбор заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова
и предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1.
При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуется не буквы, а звуки слова.
Существует несколько вариантов записи фонетического разбора, которые различаются оформлением характеристики звуков и букв.
Слайд 11
План фонетического разбора.
1. Раздели слова на слоги и выдели ударный;
2. Охарактеризуй
по порядку гласные т согласные звуки
гласные - ударные, безударные;
согласные - звонкие или глухие, твёрдые или мягкие, парные или непарные;
3. Определи количество букв и звуков в слове.
Слайд 12
Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).
1. Разбейте слово на слоги,
укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове,
укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую
транскрипцию слова.
4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),
звонкие, глухие (парные, не
парные), какой буквой обозначены.
5 Укажите количество звуков и букв.
Слайд 13
Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - м -
согл., непарн., зв., тв.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн., зв., тв.
к - к - согл., парн., глух., тв.
о - о – гласн., ударн.
в - ф – согл., парн., глух., мягк.
ь -----------------------------
7 букв, 6 звуков
Слайд 14Запомни!
буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я начале слова, после
гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи - [ручйи];
несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): возчик – [вощик], детский – [д'эцк'ий].
Слайд 17
Ель
ель - слово из одного слога.
е - [й'] - согл., зв. непарн., мягк.
непарн.
\ [э] - гл. ударн.
л - [л'] - согл., зв. непарн., мягк.
ь - [-]
_______
3 б., 3 зв.
Слайд 18
Комментарий:
буква е в начале слова обозначает два звука: [й'] и [э]
буква ь обозначает мягкость предшествующего
согласного
звук [й'] - непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости
звук [л'] - непарный по глухости-звонкости
Слайд 19
Объезд
объ-е´зд - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
о - [a] -
гл. безуд.
б - [б’] - согл., зв., тв.
ъ - [-]
е - [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.
\ [э´] - гл. ударн.
з - [с] - согл., гл., тв.
д - [т] - согл., гл., тв.
________
6 б., 6 зв.
Слайд 20
Комментарий:
буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й'] и [э]
звук [т]
- пример оглушения звонких на конце слова
звук [c] - пример оглушения звонкого в позиции пред глухим
слово может произноситься и по-другому: [абй’эст], т.е. с твёрдым произношением [б]
Слайд 21Попробуй сам!
Задание:
Сделай фонетический разбор слова:
СОЛНЦЕ
Слайд 22Проверь!
СОЛНЦЕ
СОЛ-ЦЕ- 2 слога, первый слог ударный
с - [с] –
согл., гл.парн., мягк. парн.
о- [о] – глас., удар.
л - [-]
\
н - [н] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.
ц - [ц] - согл., гл. непарн., тв. непарн.
е- [э] – глас., безудар.
6 букв,5 звуков
Слайд 23Домашнее задание
Сделай фонетический разбор слов:
ЛЫЖИ, ВЕСНА, КНИГА, РЕСПУБЛИКА
Спасибо за
Внимание!