Слайд 1УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
« ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ
Е, Ё, Ю,
Я »
(5 КЛАСС)
Подготовил учитель русского языка и литературы Ерошина Оксана Сергеевна
МОУ «Гимназия №89» г Саратов
Слайд 22. Блиц-опрос.
Что такое фонетика?
Из чего состоят слова, которые мы слышим?
Звуки делятся
на …
Гласные бывают …
На какие звуки делятся согласные?
Из чего состоят слова, которые мы пишем?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных звуков в русском языке?
А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?
Слайд 3
Задание:
Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё,
ю, я обозначают один звук, а когда - два звука.
Приведите свои примеры.
Слайд 4Буквы Е, Ё, Ю, Я,И
Буквы Е, Ё, Ю, Я, И могут обозначать:
Мягкость предшествующего гласные звуки
согласного [а],[э],[о],[ы],[у],[и]
мел - [м,эл] мал - [мал]
мера - [м,эра] мэр - [мэр]
тёрка - [т,орка] торт - [торт]
милый - [м,илый,] мыло - [мыло]
тюль - [т,ул,] Тула -[Тула]
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Слайд 62. Физминутка для глаз
Крепко закройте глаза на 3–5 секунд.
Положите три пальца
соответствующей руки на закрытые глаза и слегка надавите на них.
Удерживайте руки на веках в течение 1-3 секунд.
Не меняя положения головы, начинайте медленно переводить взгляд с потолка на пол, справа налево
и обратно. Повторите действие несколько раз раз.
Вытяните правую руку и поднимите указательный палец. Посмотрите на него в течение 3-5 секунд обоими глазами. После этого на 3-5 секунд закройте один глаз и смотрите другим. Затем снова посмотрите двумя. То же самое сделайте для другого глаза.
Положите пальцы на виски и слегка сдавите их подушечками. После этого 10 раз моргните в быстром темпе, но не зажмуривайтесь
Слайд 7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа в группах)
Белый, бюро,
вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявить, яд, юмор, гирлянда, ёлка, снег, буря, вьюга, метель, позёмка.
Первая группа: выписывает слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Вторая группа: слова, в которых эти буквы обозначают один звук.
Слайд 8
Ответ : Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа в группах)
Первая группа: буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, заехать, поют, объявить, яд, юмор, ёлка, вьюга.
Вторая группа: слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук.
Белый, бюро, вялый, мёд, мять, нёс, мера, любовь, гирлянда, снег, буря, метель, позёмка.
Слайд 9 Рефлексия
- Чему был посвящен урок?
Когда буквы е, ё, ю,
я могут обозначать два звука?
Что нового узнали?
- Какие затруднения мы испытали?
- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
- Оцените нашу работу на уроке.
Слайд 10
II. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка
Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи
к этому заданию.
а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!»
(звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке».
(маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
(коне)
Слайд 12
Упражнение – загадки.
Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в
словах.
А) Что больше всего на свете любит медведь?
(мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё?
(ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум.
(Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы?
(на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит?
(ешь)
Слайд 133. Лингвистическая задачка
Материал для наблюдений.
Об алфавите – о языке
об охране
- о ёлке
об экономии – о ельнике
об уроке - о Юле
Почему со словами первого столбика употребляется предлог об, а со словами второго столбика - предлог о?
Слайд 14Задание: 1 группа – выберите и запишите слова с буквами е,ё,
ю я, обозначающими один звук; 2 группа – два звука
Волна, волна – все звуки влажны,
Да и слились в один размах.
Я произнес сейчас их дважды
И ощутил их на губах!
Я произнес их снова. Вскоре
Ко мне пришли издалека
Волненье рек, дыханье моря
И колокольчик ручейка.
Повсюду волны, волны, волны,
Великой влаге вечный путь.
Таков язык!
И трепет полный
Мою охватывает грудь! (А.А.Прокопьев)
Слайд 15Проверка
1 группа – выбрать и записать слова с буквами е, ё,
ю я, обозначающими один звук (Все, произнес, сейчас, вскоре, мне, издалека, рек, моря, ручейка, повсюду, великой влаге вечный, трепет);
2 группа – два звука (Волненье, дыханье, язык, мою, охватывает).
Слайд 16Домашнее задание
1) Упражнение 308, списать упражнение, оформив разговор двух мальчиков в
форме диалога.
2) Придумать сказку "В каких словах спрятался хитрый й"? Возможное начало: "На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живёт очень хитрый звук й:" (по желанию).
3) Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, составить 5-6 тестов с выбором ответа по теме урока.