Слайд 1Урок родного русского языка
и литературного чтения
Тема: Две функции мягкого знака
Рассказ
М.М.Пришвина
«Моя родина»
14 января 2016 г.
МБОУ лицей № 123,
2 А класс
Учитель Теплова Т.С.
Слайд 2Мягкий знак выполняет две функции
1) разделяет в слове согласный звук от
гласного ( не даёт этим звукам слиться )
Семья, воробьи, осенью, деревья
2) обозначает мягкость предыдущего согласного ( пишется между двумя согласными буквами или в конце слова)
Конь, коньки, альбом, апельсин, полька
Слайд 3Подумай и объясни,
какой знак написан в слове?
Разделительный знак или
мягкий знак – показатель мягкости согласного?
Соловьи снегирь деньки
мельница колокольчик
мальчик пальма лень
смесь пальцы
ель ельник
Слайд 4
Михаил Михайлович Пришвин
писатель
Русский советский писатель, прозаик, публицист. В своем творчестве он
исследует важнейшие вопросы о смысле жизни, о связи человека с природой.
Родился
4 февраля 1873 г.
Умер
16 января 1954 г.
Слайд 5Прочитаем текст рассказа М.М.Пришвина по цепочке (друг за другом по 1
предл.)
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Слайд 6Какое угощение помогло научиться мальчику рано вставать?
Это угощение решило мою жизнь
в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
Слайд 7В чём заключается охота автора?
И часто-часто я думаю: что, если бы
мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.
Слайд 8Что рассказывает автор о своём хозяйстве?
Перепелку-самку надо было поймать силками такую,
чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.
Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.
Слайд 9Кто хозяин природы?
Чем природа является для нас?
Мои молодые друзья! Мы хозяева
нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Слайд 10Читай и запоминай!
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю -
лес, степь, горы.
А человеку нужна родина.
И охранять природу - значит охранять родину.
Так написал известный русский писатель Михаил Пришвин.
Слайд 11Охранять природу – значит охранять родину
Слайд 12О чём рассказ М. Пришвина?
Рассказ М.М. Пришвина «Моя родина» - короткий
очерк без сюжета, построенный только на воспоминаниях и чувствах.
«Молоко с чаем на рассвете вместе с мамой, родной лес и птицы, богатства природы, которые обязательно нужно охранять».
Так кратко, но очень ёмко Пришвин объясняет, что такое родина.
Слайд 13Задание для работы в парах
1. Перечитайте часть очерка
(на
парте карточка с текстом)
2. Найдите слова с мягким знаком, запиши их в тетрадь.
3. Определите его функцию ( это показатель мягкости или разделительный мягкий знак )
4. Запиши в тетрадь и запомни
слова М.М.Пришвина о родине.