Слайд 1Сочинение по картине
Ф.П. Решетникова
"Опять двойка"
Урок развития речи
5 классе
Слайд 2Цели урока:
Обучение сочинению по картине;
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством художника;
Развитие
устной и письменной речи
Развитие наблюдательности, чувства юмора;
Развитие навыков анализа;
Использование в тексте сочинения диалога.
Слайд 3Коротко о художнике
Родился в 1906 году в украинском селе Сурско –литовском;
В
3 года потерял родителей;
Вместе со старшим братом – художником расписывает церкви;
В Гражданскую войну был плотником, маляром, шахтером;
Поступает в Московский художественный институт;
Арктический поход ( начальник экспедиции О.Ю.Шмитд) к Берингову проливу. Орден Трудового Красного Знамени.
Слайд 4Одна из главных тем творчества Ф.П.Решетникова – мир детей
Слайд 5Решетников, Федор Павлович
Опять двойка. 1952. ГТГ
Холст, масло. 101 х 93
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 6Из истории создания картины
Мысль написать картину про отличника родилась у Ф.П.Решетникова
в школе, когда он сидел на уроке. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.
Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину.
Слайд 7Работа по репродукции
В каком жанре написана картина?
(Бытовой жанр повествует о повседневной
жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности)
Каков сюжет картины?
Опишите ее.
Слайд 8Кто главный в этой картине? Первое впечатление – двоечник. Но центральное
место в картине занимает пес! Он выделен и цветом - самое яркое пятно в картине. Случайно? Даже если художник сделал это неосознанно, собака демонстрирует свою любовь к нашему герою - и это самое главное! Единственное существо, которого не волнует, что он принес из школы!
Слайд 9
Кто следующий? Опять не двоечник. Мама! Правда, она не на переднем
плане, чуть сзади, но ее красное платье выводит ее на второй план (после пса).
Слайд 10Следом идет наш герой, за ним его брат на велосипеде, а
потом уже сестра с учебниками.
Слайд 11Описание комнаты
Несколько слов об обстановке. Перед нами квартира - отдельная квартира!
Обстановка по тем временам - для небедных людей. Мальчик на велосипеде - квартира достаточно велика, в ней можно кататься. На полу ковер - это вообще предмет роскоши! На стенке - часы с боем.
Слайд 13Поэтому и у мамы на лице выражение, которое как бы говорит:
«Чего тебе не хватает для учебы?» Кроме упрека, в лице и сожаление, и отчаяние. Что еще надо сделать, чтобы этот лентяй начал нормально учиться? И ее поза (бессильно опущенные на колени руки) тоже говорит об этом.
Слайд 14Анализ предполагаемой речи персонажей
Каждый персонаж говорит! Младший (которому от старшего наверняка
перепадают не только сладости, скорее, наоборот) с выражением торжества думает (это читается на его лице!): «Ага, опять! Сейчас тебе достанется!»
Слайд 15Анализ предполагаемой речи персонажей
Сестра (отличница, по меньшей мере - хорошистка) смотрит
на братца с упреком, свойственным передовикам учебы и производства: «Как ты так можешь? Тебе не жалко маму? Когда ты возьмешься за ум?» У нее всегда все в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день (еще бы, она не знает, что такое играть в хоккей, она вообще зануда!).
Слайд 16Описание пса
А вот верный друг - он всегда рядом, всегда готов
разделить все забавы, погулять, побегать! И его любовь - до облизывания замурзанной мордуленции своего приятеля и хозяина!
Слайд 17Какие краски и тона преобладают в картине?
Цвета в основном неяркие, приглушенные.
Ведь он рассказывает об обычном будничном дне в одной семье.
Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т. д.
Слайд 18Словарная работа
Подберем ключевые слова и синонимы:
герой картины :
мальчуган,
мальчишка, двоечник, прогульщик, проказник
Лукавый и виноватый вид:
глаза опущены, брови приподняты, губы надуты.
Слайд 19Анализ предполагаемой речи персонажей
Сестра (отличница, по меньшей мере - хорошистка) смотрит
на братца с упреком, свойственным передовикам учебы и производства: «Как ты так можешь? Тебе не жалко маму? Когда ты возьмешься за ум?» У нее всегда все в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день (еще бы, она не знает, что такое играть в хоккей, она вообще зануда!).
Слайд 20Словарная работа
Описание вещей героя:
Портфель, пальто, коньки.
Описание матери:
Расстроена,
огорчена, сморит с укоризной, руки опущены
Описание сестры:
Опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе.
Описание брата:
Ехидно посмеивается.
Описание собаки:
Радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, уперлась лапами в грудь.
Слайд 21План сочинения:
I. История создания картины.
II. Передний план картины
1.Главный герой
картины(внешность, поза, портфель).
2.Осуждающий взгляд матери.
3.Взгляд и поза сестры.
4.Собака-верный друг мальчика.
III. Задний план картины
1.Комната
IV.Основная мысль картины.
V.Мое отношение к картине.
Слайд 22Работа над сочинением
Невесело домой приносить двойки.
Основная мысль картины:
Слайд 23Домашнее задание
Написать сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» используя план, записанный
в тетрадиупотребляя в своем сочинении словосочетания и опорные слова.
Слайд 24Учитель русского языка и литературы МОУ «СШ № 15» г. Ярославль
Колесникова
Наталья Геннадьеанв