Презентация, доклад на тему Урок развития речи. Речевой этикет

Содержание

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.

Слайд 1Речевой этикет

Речевой этикет

Слайд 2То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого

из нас
ежедневно и многократно.

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого  из нас  ежедневно и многократно.

Слайд 3Пожалуй, это самые употребительные выражения:
мы помногу раз в день обращаемся


к кому-то, приветствуем своих знакомых,
а иногда и незнакомых, прощаемся
с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся , кого-то поздравляем,
кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем,
сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем...

Пожалуй, это самые употребительные выражения:  мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых,

Слайд 4Речевой этикет – принятая
в данной культуре совокупность требований
к форме,

содержанию, порядку,
характеру и ситуативной уместности высказываний.

Речевой этикет – принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру  и

Слайд 5Этикетные ситуации:
встреча,
установление контакта (обращение при

установлении контакта),
знакомство,
прощание,
приглашение к столу и другие приглашения,
извинение,
благодарность,
поздравление,
соболезнование (выражение сочувствия,
слова участия).
Этикетные ситуации:  встреча,  установление контакта (обращение при   установлении контакта),  знакомство,  прощание,

Слайд 6Остановимся подробнее
на понятии «Этикет». Понятие это философское, этическое.
«Этикет» (от

французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях
со здравым смыслом.
Остановимся подробнее  на понятии «Этикет». Понятие это философское, этическое.«Этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения,

Слайд 7Уважительность к другому
человеку , вежливость

и
доброжелательность помогает
словесно выразить
речевой этикет;
он же, уместно и в меру
употребляемый,
в конечном итоге формирует
культуру поведения.
Уважительность  к  другому  человеку ,  вежливость  и  доброжелательность  помогает

Слайд 8Какого человека можно назвать вежливым?

Какого человека можно назвать  вежливым?

Слайд 9воспитанный – умеющий хорошо себя вести; уважающий других людей; уважение –

почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств; достоинства – положительные качества.

вежливый – соблюдающий правила приличия (благопристойный), воспитанный, учтивый; приличие – благопристойность;

приличный – пристойный, отвечающий правилам приличия;

учтивый – почтительно вежливый, относящийся с почтением; почтение – глубокое уважение;

галантный – изысканно вежливый, любезный; любезный – обходительный, предупредительный, учтивый;

корректный – вежливый, учтивый, тактичный; тактичный – умеющий вести себя пристойно, уважая других, чувствующий меру в поведении;

деликатный – тактичный, предупредительный, мягкий в обращении; мягкий в обращении – выражающий сердечную доброту, приветливость, расположение.
воспитанный – умеющий хорошо себя вести; уважающий других людей; уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо

Слайд 10 Воспитанный человек – это человек
вежливый

приличный
учтивый
галантный
корректный
деликатный
пристойный
любезный
тактичный
приветливый
благопристойный
предупредительный
Воспитанный человек – это человек вежливый  приличный   учтивый

Слайд 11ТЫ и ВЫ
Пустое ”Вы”
сердечным ”Ты”

она, обмолвясь, заменила.
А.С. Пушкин
ТЫ  и  ВЫПустое  ”Вы” 		 сердечным  ”Ты”    она,  обмолвясь,

Слайд 12ВЫ и ТЫ – местоимения, употребляются «вместо имени». «Жизнь»

местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника,
с ощущением того, что прилично и неприлично в таком назывании.
ВЫ  и ТЫ – местоимения, употребляются  «вместо имени». «Жизнь» местоимений сама по себе очень интересна.

Слайд 13 ВЫ
Обращение на «Вы» используем для

выражения вежливости
при обращении
К незнакомому, малознакомому человеку
В официальной обстановке общения
При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к собеседнику
К старшему (по возрасту, положению) адресату

ТЫ
Обращение на «Ты» используем при обращении
К хорошо знакомому или близкому, родному человеку
В неофициальной обстановке общения
При дружеском, фамильярном,интимном отношении
К равному и младшему
(по возрасту, положению)


ВЫ     Обращение на «Вы» используем для выражения вежливости   при обращенииК

Слайд 14Культура общения –
это та часть культуры поведения, которая

выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе. Естественно, что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи.
Культура общения –  это та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном

Слайд 15 «Волшебные слова»
Этикетные формулы:
формулы благодарности,
формулы

просьбы и приглашения,
формулы приветствия,
формулы прощания,
формулы согласия – несогласия и вежливого отказа.
«Волшебные слова»  Этикетные формулы: формулы благодарности, формулы просьбы и приглашения, формулы приветствия, формулы

Слайд 16Спасибо От старинного пожелания «Спаси Вас Бог».

Благодарю
Благо + дарить. Благо

в значении «счастье, процветание», т.е. пожелание добра, чего-то хорошего.

Спасибо  От старинного пожелания  «Спаси Вас Бог». Благодарю Благо + дарить. Благо в значении «счастье,

Слайд 17Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.

(С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)

Спасибо. Большое спасибо. Благодарю Вас. Очень признательна. Я Вам очень благодарна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я Вам благодарен! Моя благодарность не знает границ. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.

Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.

Слайд 18Можно ли оставаться вежливым во время спора?
Главное не превращать спор в

ссору!
Не обижайте собеседника, не оскорбляйте достоинства человека.
Терпимо относитесь к точке зрения собеседника, позвольте ему доказать свою позицию.
Попробуйте для этого использовать следующие фразы:
Можно ли оставаться вежливым во время спора?Главное не превращать спор в ссору!Не обижайте собеседника, не оскорбляйте достоинства

Слайд 19

Наши позиции не совпадают, но,
возможно, я ошибаюсь.
Мне трудно согласиться с вами!
Я хотел бы лучше разобраться
в вашей позиции. Надеюсь, мы с вами вместе заинтересованы в том, чтобы найти правильное решение. Попробуем вместе разобраться, почему мои аргументы кажутся вам сомнительными. Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… … мне нелегко признать вашу правоту.
Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п.


Слайд 20Запомни: грубость вредит всегда и везде ,
никому и ни при

каких обстоятельствах
не позволено грубить!
Давайте запомним и другое: слово доброе
может делать чудеса с человеком. Да что там
с человеком ! Блистательная дрессура Дурова,
как известно, основана именно
на “поглаживаниях”.
”Доброе слово
и кошке приятно”!
А злое всегда обижает.

Запомни: грубость вредит всегда и везде , никому и ни при каких обстоятельствах

Слайд 21«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так

дорого, как вежливость».

Мигель де Сервантес

«Ничто не обходится нам так  дёшево и не ценится  так  дорого,  как

Слайд 22Правила хорошего тона
Говори умеренно.
На крик и раздражение отвечай сдержанно и спокойно.
Помоги

успокоиться тому, кто повышает голос.
Следи за своей интонацией: она должна быть достаточно ровной и доброжелательной.
Правила хорошего тонаГовори умеренно.На крик и раздражение отвечай сдержанно и спокойно.Помоги успокоиться тому, кто повышает голос.Следи за

Слайд 23Будьте взаимно вежливы!

Будьте взаимно вежливы!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть