Слайд 2То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого
из нас
ежедневно и многократно.
Слайд 3Пожалуй, это самые употребительные выражения:
мы помногу раз в день обращаемся
к кому-то, приветствуем своих знакомых,
а иногда и незнакомых, прощаемся
с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся , кого-то поздравляем,
кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем,
сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем...
Слайд 4Речевой этикет – принятая
в данной культуре совокупность требований
к форме,
содержанию, порядку,
характеру и ситуативной уместности высказываний.
Слайд 5Этикетные ситуации:
встреча,
установление контакта (обращение при
установлении контакта),
знакомство,
прощание,
приглашение к столу и другие приглашения,
извинение,
благодарность,
поздравление,
соболезнование (выражение сочувствия,
слова участия).
Слайд 6Остановимся подробнее
на понятии «Этикет». Понятие это философское, этическое.
«Этикет» (от
французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях
со здравым смыслом.
Слайд 7Уважительность к другому
человеку , вежливость
и
доброжелательность помогает
словесно выразить
речевой этикет;
он же, уместно и в меру
употребляемый,
в конечном итоге формирует
культуру поведения.
Слайд 8Какого человека можно назвать вежливым?
Слайд 9воспитанный – умеющий хорошо себя вести; уважающий других людей; уважение –
почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств; достоинства – положительные качества.
вежливый – соблюдающий правила приличия (благопристойный), воспитанный, учтивый; приличие – благопристойность;
приличный – пристойный, отвечающий правилам приличия;
учтивый – почтительно вежливый, относящийся с почтением; почтение – глубокое уважение;
галантный – изысканно вежливый, любезный; любезный – обходительный, предупредительный, учтивый;
корректный – вежливый, учтивый, тактичный; тактичный – умеющий вести себя пристойно, уважая других, чувствующий меру в поведении;
деликатный – тактичный, предупредительный, мягкий в обращении; мягкий в обращении – выражающий сердечную доброту, приветливость, расположение.
Слайд 10 Воспитанный человек – это человек
вежливый
приличный
учтивый
галантный
корректный
деликатный
пристойный
любезный
тактичный
приветливый
благопристойный
предупредительный
Слайд 11ТЫ и ВЫ
Пустое ”Вы”
сердечным ”Ты”
она, обмолвясь, заменила.
А.С. Пушкин
Слайд 12ВЫ и ТЫ – местоимения, употребляются «вместо имени». «Жизнь»
местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника,
с ощущением того, что прилично и неприлично в таком назывании.
Слайд 13 ВЫ
Обращение на «Вы» используем для
выражения вежливости
при обращении
К незнакомому, малознакомому человеку
В официальной обстановке общения
При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к собеседнику
К старшему (по возрасту, положению) адресату
ТЫ
Обращение на «Ты» используем при обращении
К хорошо знакомому или близкому, родному человеку
В неофициальной обстановке общения
При дружеском, фамильярном,интимном отношении
К равному и младшему
(по возрасту, положению)
Слайд 14Культура общения –
это та часть культуры поведения, которая
выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе. Естественно, что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи.
Слайд 15 «Волшебные слова»
Этикетные формулы:
формулы благодарности,
формулы
просьбы и приглашения,
формулы приветствия,
формулы прощания,
формулы согласия – несогласия и вежливого отказа.
Слайд 16Спасибо
От старинного пожелания
«Спаси Вас Бог».
Благодарю
Благо + дарить. Благо
в значении «счастье, процветание», т.е. пожелание добра, чего-то хорошего.
Слайд 17Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.
(С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)
Спасибо. Большое спасибо. Благодарю Вас. Очень признательна. Я Вам очень благодарна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я Вам благодарен! Моя благодарность не знает границ. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
Слайд 18Можно ли оставаться вежливым во время спора?
Главное не превращать спор в
ссору!
Не обижайте собеседника, не оскорбляйте достоинства человека.
Терпимо относитесь к точке зрения собеседника, позвольте ему доказать свою позицию.
Попробуйте для этого использовать следующие фразы:
Наши позиции не совпадают, но,
возможно, я ошибаюсь.
Мне трудно согласиться с вами!
Я хотел бы лучше разобраться
в вашей позиции. Надеюсь, мы с вами вместе заинтересованы в том, чтобы найти правильное решение. Попробуем вместе разобраться, почему мои аргументы кажутся вам сомнительными. Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… … мне нелегко признать вашу правоту.
Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п.
Слайд 20Запомни: грубость вредит всегда и везде ,
никому и ни при
каких обстоятельствах
не позволено грубить!
Давайте запомним и другое: слово доброе
может делать чудеса с человеком. Да что там
с человеком ! Блистательная дрессура Дурова,
как известно, основана именно
на “поглаживаниях”.
”Доброе слово
и кошке приятно”!
А злое всегда обижает.
Слайд 21«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится
так
дорого,
как вежливость».
Мигель де Сервантес
Слайд 22Правила хорошего тона
Говори умеренно.
На крик и раздражение отвечай сдержанно и спокойно.
Помоги
успокоиться тому, кто повышает голос.
Следи за своей интонацией: она должна быть достаточно ровной и доброжелательной.