Слайд 1Анализ эпизода
комедии Грибоедова
«Горе от ума»
9 класс
Слайд 2Эпиграф
“Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей созвать!”
Слайд 3 эпизод - 1) Эпизод - Малозначительный, частный случай. Эпизоды из жизни.
Интересный Э
2) Эпизод - Случай, происшествие
3) Эпизод - Часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Вставной э. в пьесе. || прил. эпиэодныЙ, -ая, -ое (к 3 знач. )
Слайд 61. Роль эпизода
?Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в
комедии Грибоедова?
Ответ: Это кульминация произведения в развитии конфликта.
Слайд 7Сформулируйте кульминацию для любовной линии…
Ответ: Чацкий именно на балу узнаёт ,
что С. любит М.
Слайд 8Сформулируйте кульминацию для общественной линии…
Ответ: общество отвергает Ч, считая его сумасшедшим..
Слайд 93. Что предшествует эпизоду?
Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом,
по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?
Ответ: Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.
Слайд 10Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по
перечисленным темам.
Слайд 11Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?
Ответ: он продолжится на
балу. Можно разделить на..
Слайд 124. Композиция эпизода
В композиции можно выделить 3 части:
1)Конфликт Чацкого с
гостями бала.
2) Слух о сумасшествии.
3) Приговор.
Слайд 13Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли
Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?
Ответ: Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.
Слайд 14Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы
комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?
Ответ: 1) ирония – скрытая насмешка;
2) сатира – высмеивание человеческих пороков;
3) юмор;
4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;
5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.
Слайд 15Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?
Ответ: Ирония, сатира, сарказм.
Слайд 16вывод по I ч
Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием,
рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.
Слайд 172 часть
Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?
Почему слух распространяется так
быстро? Как это характеризует фамусовское общество?
Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?
Слайд 18причины сумасшествия:
“Ученость — вот причина”.
Слайд 19Вот приблизительный план
I ч. Вступление
II ч. Основная часть
1.Место
эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
2.Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
3Композиция эпизода
4 Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
5. Сатирические приемы в изображении гостей
6. Значение слуха о сумасшествии
7.Смысл приговора
III ч. Заключение
Слайд 20Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”,
но две
части остались еще не заполненными:
вступление и заключение.
Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.
Слайд 211) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.
2)
Современность звучания комедии и ее проблем.
3) Вечная проблема отцов и детей.
Слайд 22Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?
Ответ:1. Каким Чацкий выходит из
этого конфликта: победителем или побежденным?
2.Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого.