Презентация, доклад на тему Урок + презентация по русскому языку для 6 класса по теме Правописание НЕ с именами существительными

Содержание

Мобилизующий этап1. В…сеннее (не)настье – семь п…год на дв…ре.2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье пом…гло.3. (Не)пером пишут, а умом.4. Свой своему вовсе (не)брат. (современная пословица)Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.Расскажите о написании слов с

Слайд 1Урок русского языка

в 6 классе


Правописание НЕ с существительными

Урок русского языка

Слайд 2Мобилизующий этап
1. В…сеннее (не)настье – семь п…год на дв…ре.
2. (Не)было бы

счастья, да (не)счастье пом…гло.
3. (Не)пером пишут, а умом.
4. Свой своему вовсе (не)брат. (современная пословица)
Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.
Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, сгруппировав их по орфограммам.
Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.
Мобилизующий этап1. В…сеннее (не)настье – семь п…год на дв…ре.2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье пом…гло.3. (Не)пером пишут,

Слайд 3Формирование темы и цели урока
1. Весеннее (не)настье – семь погод на

дворе.
2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.
3. (Не)пером пишут, а умом.
4. Свой своему вовсе (не)брат. (современная пословица)
Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Формирование темы и цели урока1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.2. Не было бы счастья, да

Слайд 4Не с существительными
1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.
2. Не

было бы счастья, да (не)счастье помогло.
3. (Не)пером пишут, а умом.
4. Свой своему вовсе (не)брат. (современная пословица)
Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
Познакомиться с …;
Учиться …
Не с существительными1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.3.

Слайд 5Не с существительными
Цель урока:
1) познакомиться с правилом написания не с

существительными;
2) учиться правильно писать не с именами существительными.

Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.
Назовите существительное с не из первой пословицы. Отнимите не от существительного (не)настье. Употребляется ли слово (не)настье без не? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов.
Не с существительнымиЦель урока: 1) познакомиться с правилом написания не с существительными; 2) учиться правильно писать не

Слайд 6

(не)настье
Не с существительными
Чем в этом случае является не в слове?

(не)настьеНе с существительными Чем в этом случае является не в слове?

Слайд 7
ненастье
Не с существительными
В этом случае не является частью корня.
На

письме мы будем обозначать это так:



ненастьеНе с существительными В этом случае не является частью корня. На письме мы будем обозначать это так:

Слайд 8Не с существительными
неряха
ненастье
нелепица
неистовство
неурядица
нехватка  


негодник
недовес
невольник
недоделка
недоросль
недотёпа




невежа
невеличка
небрежность
невзгода
незнайка
неверие
ЗАПОМНИТЬ!
Эти существительные без НЕ

не употребляются
Не с существительныминеряханенастьенелепицанеистовствонеурядицанехватка  негодникнедовес невольникнедоделканедоросльнедотёпаневежаневеличка небрежность невзгода незнайка невериеЗАПОМНИТЬ!Эти существительные без НЕ не употребляются

Слайд 9Не с существительными
Назовите существительное с не из второй пословицы.

Не было бы

счастья, да (не)счастье помогло.

Сравните слова счастье и (не)счастье. Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.
Не с существительнымиНазовите существительное с не из второй пословицы.	Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.Сравните слова счастье

Слайд 10

Счастье
(не)счастье
горе
беда
Не является в слове приставкой
Не с существительными
Несчастье – это горе,

беда. Что-то очень неприятное.

Не придает слову новый смысл, т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является?

Как пишется не с существительными в этом случае?

Счастье(не)счастьегоребедаНе является в слове приставкой Не с существительнымиНесчастье – это горе, беда. Что-то очень неприятное.Не придает слову

Слайд 11

Счастье
несчастье
горе
беда
Не с существительными
Сделайте вывод о написании не с существительными по второй

части нашего рассуждения.

Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой.

СчастьенесчастьегоребедаНе с существительнымиСделайте вывод о написании не с существительными по второй части нашего рассуждения.Не с существительным пишется

Слайд 12Не с существительными

Если слово без
не
не употребляется.

Если слово можно заменить

синонимом без не или близким по значению выражением

Итак,
НЕ с существительными пишется
слитно:

Ненастье


Несчастье


Не с существительнымиЕсли слово без не не употребляется.Если слово можно заменить синонимом без не или близким по

Слайд 13Не с существительными
Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или

утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное?
3. (Не)пером пишут, а умом.

Не вносит отрицательный смысл.

Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.

Не с существительнымиПрочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее

Слайд 14Не с существительными
Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом.


Не пером

пишут, а умом.


Не с существительнымиКратко этот вывод можно изобразить следующим образом.	 Не пером пишут, а умом.

Слайд 15Не с существительными
Прочитайте вслух четвертую пословицу. Какое слово стоит перед не?
4.

Свой своему вовсе (не)брат. (современная пословица)

Вовсе. Это, так называемое слово-«магнит», которое как бы притягивает частицу не к себе. Таких слов в русском языке несколько:

вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не, далеко не

Не с существительнымиПрочитайте вслух четвертую пословицу. Какое слово стоит перед не?4. Свой своему вовсе (не)брат. (современная пословица)Вовсе.

Слайд 16

Слова-«магниты»



Далеко не
Вовсе не
Отнюдь не
Не с существительными
Совсем не
Нисколько не
Ничуть не

Слова-«магниты»Далеко неВовсе неОтнюдь неНе с существительнымиСовсем неНисколько неНичуть не

Слайд 17Не с существительными

Если есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а).

Если

есть слова- «магниты»
далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не

Итак,
Не с существительными пишется
раздельно:

Не пером, а умом.

Вовсе не брат

Не с существительнымиЕсли есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а).Если есть слова- «магниты» далеко не, вовсе

Слайд 18

НЕ с существи-тельными









Слитно
Раздельно
Не с существительными
Без не не употребляется
Можно

заменить синонимом без не или близким по значению выражением

Есть скрытое или явное противопоставление
(с союзом а)

далеко не,
вовсе не,
ничуть не,
отнюдь не, нисколько не, совсем не

НЕ с существи-тельнымиСлитноРаздельно Не с существительными Без не не употребляется Можно заменить синонимом без не или близким

Слайд 19Не с существительными
Упражнение 1
Схемы
(Не)работа сушит, а з..бота.
(Не)печ.. кормит, а руки.
Чу..ствовать (не)пр..язнь.

Рас..казывать (не)былицы.

Слезы (не)г..д..вания.

(Не)р..ш..тельность действий.

(Не)точность в ..твете.

Отнюдь (не)дурак.


1. не



2. не



3. слово-«магнит» не…


4. не , а



Прочитайте предложения и словосочетания. Внимательно рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению.

Не с существительнымиУпражнение 1Схемы(Не)работа сушит, а з..бота.(Не)печ.. кормит, а руки.Чу..ствовать (не)пр..язнь. Рас..казывать (не)былицы.Слезы (не)г..д..вания.(Не)р..ш..тельность действий.(Не)точность в ..твете.

Слайд 20Не с существительными
Упражнение 1
Схемы
Не работа сушит, а забота.
4. Не

печь кормит, а руки.

1. Чувствовать неприязнь.

Рассказывать небылицы.

Слезы негодования.

2. Нерешительность действий.

Неточность в ответе.

3. Отнюдь не дурак.


1. не



2. не



3. слово-«магнит» не…


4. не , а



Не с существительнымиУпражнение 1Схемы  Не работа сушит, а забота.4. Не печь кормит, а руки.1. Чувствовать неприязнь.

Слайд 21
Какова яблоня, таковы

и яблочки.

От свиньи родится (не)бобренок, а такой же поросенок.

2. Лишний ум (не)помеха.

Упражнение 2

1. Ум хорошо, а два лучше.

Не с существительными

Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник (не)работник.

Внимательно прочитайте пословицы под цифрами один и два.
Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой урока.

Ленивому всегда праздник.

Какова яблоня, таковы и яблочки. От свиньи родится (не)бобренок,

Слайд 22
От свиньи родится не бобренок, а такой же поросенок.
Лишний ум

не помеха.

Упражнение 2

Не с существительными

Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.

Лишний ум не помеха.

От свиньи родится не бобренок, а такой же поросенок.Лишний ум не помеха.Упражнение 2Не с существительнымиКто в

Слайд 23



Скажите, над чем мы сегодня работали?
Расскажите правило правописания НЕ

с существительными. Приведите свои примеры.

Домашнее задание

Мы познакомились с правописанием НЕ с именами существи- тельными, учились правильно писать существительные с НЕ.

Итог урока

Скажите, над чем мы сегодня работали? Расскажите правило правописания НЕ с существительными. Приведите свои примеры. Домашнее

Слайд 24Спасибо за урок!
Ваш КАВ

Спасибо за урок!Ваш КАВ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть