Слайд 1План-конспект урока.
Игра-путешествие на уроке русского языка в 5-ом классе
по теме: "Морфологический
разбор имени существительного".
Слайд 2
Цель урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
предметные -
умение на практике применять теоретические знания о существительном; овладение навыками анализа морфологических признаков существительных; усвоение правил написания изученных орфограмм в разделе;
личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
метапредметные – умение выявлять проблему, определять цель работы, умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Слайд 3Сядьте ровно, улыбнитесь
И друг к другу повернитесь.
Каждый даст свою ладошку
И пожмет
ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Слайд 4Космическое путешествие в галактику
«существительное»
Слайд 6Морфологический разбор имени существительного.
Слайд 7Образец разбора
1.Дело---сущ. (что? )
2.Н.Ф.-ДЕЛО,нариц., неодуш., ср .р., 2-е скл., в
вин.п.. В ед.ч.
3.Говори ( про что) про дело
Слайд 8Цели:
Повторить морфологические признаки существит;
Иметь представление о роли существ. в речи;
Уметь их
правильно употреблять и писать
Слайд 111 группа.
«Весенняя гроза» Тютчев
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы
резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Выпишите все сущест, распределяя их по колонкам.
Слайд 12 Выпишите все глаголы, распределяя их по колонкам.
Слайд 13
2 группа.
Определить синтаксическую функцию существительных в предложениях. Приведите свои примеры.
Про доброе дело говори смело. Береги платье снову,а честь смолоду.
Москва веками строилась. На чужой стороне и весна не красна.
Слайд 14Образуйте от данных глаголов существительные, определите род:
Сбрасывать
Сдавливать
Вывозить
Избирать
Лишать
Относить
Двигать
Ронять
Скрываться
Прохаживаться
Видеть
Шагать
Прощать
Решить
спросить
Слайд 15Объясните правописание существительных с основой на шипящий.
Только слышно :
СПИШ…
Темноту замкнув на
КЛЮЧ…
Месяц вышел из-за
ТУЧ..
Не шумит в реке
КАМЫШ…..
Не шуршит под полом
МЫШ…..
В этот час такая
ТИШ…
Слайд 16Раскрыть скобки. Найти слова с беглой гласной
Пара ботинок (валенки, сапоги
,чулки)
Много дел (места, яблоки, макароны)
Песни грузин ( осетины, армяне, молдоване)
Килограмм апельсинов (мандарины, помидоры, томаты)
Группа инженеров ( офицеры, тренеры, шоферы)
Слайд 17 Мне русская речь-как музыка. В ней слово звучит, поет..»
Слайд 18Физкультминутка
«Танцевальная»
Повторяй за нами!
Слайд 25Молодцы!
Пусть весь день
у вас будет
хорошее настроение!
Пиши правильно ! Говори правильно!
1. к..бинет 1. алфавит
2. ра..п..сание 2. ателье(тэ)
3. гардеро… 3. ворота
4. …гиб 4. каучук
5. фотоа..арат 5. магазин
6. б..лкон 6. свекла
7. к..осмонавт 7. модель
Слайд 28 Составьте словосочетания с главным словом ИМЯ или НАЗВАНИЕ. (учтите,что
слово название употребляют, когда говорят о неодушевленных предметах)
Для справок:
ГОРОД,МАЛЬЧИК,РЕКА,ДРУГ, ГАЗЕТА, СОСЕД, КИНОФИЛЬМ, СПЕКТАКЛЬ, ПОДРУГА, ТОВАРИЩ,
Слайд 29Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку-вот напасть-
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
ПРОЧИТАЙ КАЛАМБУР, ВЫПИШИ В З КОЛОНКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПО СКЛОНЕНИЯМ.
Слайд 30Впиши вопросы , соответствующие каждому падежу:
Именительный---
родительный----
Дательный--- винительный----
Творительный-- предложный
Проверь себя!
Слайд 31Нарисуй его костюм
Придумай словесный портрет имени существительного.
Зачем нужно существительное?
Слайд 32МОЛОКО,ТЕМНОТА,ЖЕЛЕЗО..
ОЧКИ,ГРАБЛИ,ЖМУРКИ….
Какие это существительные?
Слайд 33Составьте предложения таким образом, чтобы приведенные слова в одном случае были
существительными, в другом – глаголами:
печь, жгут, стих.
Слайд 36
Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.
Определить род и
падеж существительных. Выполнить морфологический разбор одного существительного.
Бушует в пол.. (не)погода. По небу стел_тся тяжелые обл_ка. Ярос_ные порывы ветра гонят по дорогам сне... Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам собрала их в глухом л_су.
Во многих ср_жениях вместе с п_ртизанами участвовал Коля . Сейчас он пр_бежал из ближней д_ревн_ и докладывает к_мандиру, что он видел на д_рог_ немецкие танки. П_ртизаны рас читывают ун_чтожить их внезапным ударом.
Слайд 37
Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.
Определить род и
падеж существительных. Выполнить морфологический разбор одного существит.
БушуЕт в поле непогода. По небу стелются тЯжелые облАка. ЯросТные порывы ветра гонЯт по дорогам снег. Но это не пугает партизан. Ненависть к фашистам собрала их в глухом лесу.
Во многих сражениях вместе с партизанами участвовал Коля Зайков. Сейчас он пробежал из ближней деревни и докладывает командиру, что он видел на дороге немецкие танки…..
Слайд 38Сегодня на уроке я узнал, что…
На сегодняшнем уроке я понял, что…
Сегодняшний
урок мне дал…
Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что…
Я хочу, чтобы подобные уроки…
ПРОДОЛЖИТЕ ОДНО ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Слайд 39Домашнее задание
§ , выучить план разбора.
Базовый уровень: упр.
Повыш. ур: Творческая работа(задание по выбору):
1. Как ты представляешь существительное? Опиши его. . Почему у него такое название?
2. Попробуйте дома сочинить стихотворение, используя только существительные. Выполни морфологический разбор одного из них.
3. Найдите самые «длинные» существительные в русском языке.