Презентация, доклад на тему Урок-презентация

Содержание

Тема урока:«В ожидании чуда…» (По феерии А.С.Грина «Алые паруса»). Тренируйте воображение И лелейте мечты.

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44

Урок литературы в

6 классе

Учитель: Дорогань Галина Юрьевна



г.Сургут
2013 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 44Урок литературы в 6 классе

Слайд 2 Тема урока:
«В ожидании чуда…» (По феерии А.С.Грина «Алые паруса»).








Тренируйте воображение
И лелейте мечты.
А.Грин




Тема урока:«В ожидании чуда…» (По феерии А.С.Грина «Алые паруса»).

Слайд 3Цели урока:
Образовательная:
способствовать формированию интереса к чтению произведений А.С.Грина,

формировать умение анализировать прочитанное произведение, обучать анализу текста, отрабатывать умение выделять в тексте главное, формулировать ответы на поставленные вопросы .

Развивающая:
совершенствовать навык выразительного и художественного чтения прозаического текста; развивать умение составлять монологическое высказывание.

Воспитывающая:
воспитывать интерес к художественному слову, нравственные качества: любовь к ближнему, добру и красоте, веру в мечту

Цели урока:Образовательная:  способствовать формированию интереса к чтению произведений А.С.Грина, формировать умение анализировать прочитанное произведение, обучать анализу

Слайд 4Технологии: дифференцированное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления, игровые технологии.

Материалы и

оборудование:
тексты повести А.С.Грина«Алые паруса»;
тетради по литературе;
аудиозапись песни «Алые паруса»;
ТСО: персональный компьютер, интерактивная доска, колонки, перо, презентация к ТСО: персональный компьютер, интерактивная доска, колонки, перо, презентация к уроку; ученические презентации;
раздаточный материал: кроссворд; цветная бумага, клей;
портрет А.С. Грина; плакат с изображением корабля;
выставка иллюстраций к произведению.
Технологии: дифференцированное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления, игровые технологии.Материалы и оборудование:тексты повести А.С.Грина«Алые паруса»;тетради по литературе;аудиозапись

Слайд 5Методы работы: метод творческого чтения, эвристический.


Опережающее индивидуальное задание:
задание по группам:

1 группа - составить литературный портрет Ассоль (девочки);
2 группа - составить литературный портрет Артура Грея (мальчики).

Проблемный вопрос: способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Методы работы: метод творческого чтения, эвристический.Опережающее индивидуальное задание:задание по группам:      1 группа

Слайд 6 I. Организационный момент (0,5 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно

- значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Доброжелательное приветственное слово учителя.

Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, текста повести «Алые паруса», рабочей тетради и раздаточного материала.



У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Включение учащихся в деятельность.
Проверка готовности рабочего места

I. Организационный момент (0,5 мин.)  Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом

Слайд 7II. Актуализация знаний (3,5 мин.) Цель: актуализация ранее изученного материала, необходимого для

усвоения нового.


Деятельность учителя

Деятельность учеников


-Ребята, на прошлом уроке мы с вами
познакомились с повестью А.С. Грина «Алые
паруса» и начали анализировать это
произведения. А сейчас мы с вами проверим
знание текста, над которым будем работать на
уроке, разгадав кроссворд.(Кроссворд,
приложение 1)







Проверяет качество выполнения кроссворда.

Весь класс работает самостоятельно. Запись в
рабочих листах.













Учащиеся обмениваются работами для
взаимопроверки, сверяют ответы с решением на
слайде. Оценивают работы друг друга.

II. Актуализация знаний (3,5 мин.) Цель: актуализация ранее изученного материала, необходимого для усвоения нового. Деятельность учителяДеятельность учеников-Ребята,

Слайд 9Деятельность учителя

Деятельность учеников

Сегодня на уроке мы продолжим работу над повестью А.Грина

«Алые паруса», обратимся к образу Ассоль и Грея и подумаем над вопросом: способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся решать в течение урока.

-А эпиграфом к уроку являются слова А.Грина Тренируйте воображение и лелейте мечты
Постарайтесь не забыть об этих словах в течение нашего урока, мы обязательно к ним вернёмся в конце урока.

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.




-Определить, почему повесть называется «Алые паруса», что такое чудо, надо ли верить в чудеса.


Учащиеся записывают эпиграф.


III. Объявление темы и цели урока (1 мин.) Цель: постановка учебной задачи.

Деятельность учителяДеятельность учениковСегодня на уроке мы продолжим работу над повестью А.Грина «Алые паруса», обратимся к образу Ассоль

Слайд 10IV. Вводное слово учителя (1,5 мин.) Цель: помочь выявлению чувства, которое возникло

после прочтения

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Александра Грина называли «последним
романтиком». Его романтизм - это способность
творить чудеса своими руками, это вера в мечту,
в свои алые паруса, это умение любить. «Алые
паруса» - любимая книга множества юных
мечтателей.
-Какие ваши впечатления от прочтения книги?
-Да, эта повесть о мечте, о людях красивых и
необычных, отличающихся особой душевной
организацией. Повесть эта напоминает сказку,
герои которой живут, творя добро.






Учащиеся делятся своими впечатлениями

IV. Вводное слово учителя (1,5 мин.)  Цель: помочь выявлению чувства, которое возникло после прочтенияДеятельность учителяДеятельность учеников

Слайд 11VI. Аналитическая беседа (3,5мин.) Цель: помочь учащимся определить тему, идею и

специфику жанра произведения.

Деятельность учителя

Деятельность учеников


-О чём эта повесть?

-Какова тема, идея произведения?(См. эпиграф).

-Сам автор определил жанр своего произведения
как феерия. Что же такое феерия? (приложение 2)

-Как через кластер отразить содержание текста?


Ответы учащихся.( О том, что надо уметь
мечтать и стремиться к мечте).
Тема: секрет человеческого счастья. Идея: в порыве к счастью человек способен своими руками совершать чудеса.)

Учащиеся читают толкование слова «феерия» на листах, помещенных на доске.
Учащиеся отмечают, что по отношению к феерии подходит толкование : феерия –волшебное сказочное зрелище.
Учащиеся составляют кластер

VI. Аналитическая беседа (3,5мин.)  Цель: помочь учащимся определить тему, идею и специфику жанра произведения.Деятельность учителяДеятельность учеников-О

Слайд 12Кластер «Алые паруса»




феерия

феерия

сказочная

добрая

помогает

открывает

учит

чудо

сказка

надо верить в мечту

Кластер «Алые паруса»

Слайд 13Деятельность учителя
Деятельность учеников
Ребята, что такое мечта?
-Найдите синонимы к слову мечта.
Что такое

чудо?
Что такое сказка?
Давайте посмотрим как значение этих
объясняется в толковом словаре С. И.Ожегова.
( приложение 2)
-Давайте составим словосочетания со словом мечта. Какие художественно-выразительные средства вы можете отметить?

- Что называется эпитетом?
-Какую роль играют эпитеты в художественном произведении?
-Представьте, что в нашем языке нет эпитета. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов.

Ответы учащихся (Мечта-это то, о чём человек
мечтает).
(Чудо- это что –то волшебное).
(Сказка-это повествование с элементами
волшебства).

-Ответы учащихся(Заоблачная мечта, призрачная
мечта, далёкая мечта, сказочная мечта , мечта всей
жизни, уснувшая мечта, предаваться мечтам).
-Эпитеты.
-Дают определение.(Эпитет –образное
определение)
-Ответы учащихся( придают художественную яркость
речи; обогащают содержание высказывания, выделяют
характерную черту предмета или явления; оценивают
предмет или явление; помогают увидеть авторское
отношение к окружающему миру.

V. Словарная работа (2 мин.) Цель: развитие умения применять теоретические сведения на примере художественной литературы.

Деятельность учителяДеятельность учениковРебята, что такое мечта?-Найдите синонимы к слову мечта.Что такое чудо?Что такое сказка?Давайте посмотрим как значение

Слайд 14VI.Аналитическая беседа. Выступление подготовленных групп (7мин.) Цель: выявить общее в судьбах Ассоль

и Грея. Результатом работы учащихся становится сопоставительная таблица.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Облик Ассоль удивителен. Работая в группах, вы
собрали материал об Ассоль. Выберите
выступающего от вашей группы, расскажите о
главной героине. А остальные ребята заполняют таблицу, включая в нее собранную информацию о героях.
-Похожа ли жизнь героини на сказку?
-Почему в Каперне не любили Ассоль и Лонгрена?
-Какую роль сыграла встреча с Эглем?
-Итак, Ассоль росла среди чудесных игрушек, искусно
сделанных отцом. Слушала его рассказы, в которых
переплетались действительность и фантазия,
предсказание Эгля подготовило рождение мечты
девочки, мечты, которой она была верна всю свою
жизнь. В том, что Ассоль и Грей встретились, есть
немалая заслуга самой героини: она поверила в чудо,
сберегла свою мечту и осталась верной своей мечте.

Учащаяся представляет работу своей группы (презентация «Образ Ассоль»). Запись собранной
информации в таблицу.


-Ответы учащихся ( Ассоль до встречи с Греем вряд
ли похожа на сказочную. Безрадостное
полуголодное существование, неприятие
окружающих, единственный лучик счастья для
Ассоль – это добрый отец, с которым она любила
проводить долгие вечера, слушая рассказы о море. Жители
Каперны не любили Ассоль и её отца потому, что они
были не похожи на всех.Эгль предсказал будущее
Ассоль,она поверила в то, что он ей сказал)

VI.Аналитическая беседа. Выступление подготовленных групп (7мин.) Цель: выявить общее в судьбах Ассоль и Грея. Результатом работы учащихся

Слайд 16 Физкультминутка(3 мин.) Цель: снять напряжение,

сменить деятельность

«Дельфины»

Физкультминутка(3 мин.)    Цель: снять напряжение, сменить деятельность «Дельфины»

Слайд 17VI. Аналитическая беседа. Представление группами своих героев повести их характеристика( 10

мин.) Цель: выявить общее в судьбах Ассоль и Грея. Результатом работы учащихся становится сопоставительная таблица

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-А теперь обратимся к образу Артура Грея. Каким его
увидела вторая группа?
-Как воспринял историю Ассоль Грей? Почему он
поверил в мечту, а не злобной сплетне жителей
посёлка?
-Не забудьте, ребята, что самое главное мы записываем в таблицу.
-Итак, Грей. «Он родился капитаном, хотел быть им и
стал им». Шел к цели со «стиснутыми зубами и
побледневшим лицом». Понял одну «нехитрую
истину»: она в том, «чтобы делать так называемые
чудеса своими руками»
Опираясь на таблицу ,определите общие и
отличительные черты Грея и Ассоль.

-Итак. Мы рассмотрели образы главных героев Ассоль и
Грея. Составьте синквейн.


Ответ учащегося второй группы (презентация
«Образ Грея»)
Ответы второй группы (Он необычный человек,
живёт для того, чтобы осуществить мечту).


Учащиеся заполняют таблицу.

Ответы учащихся. (Ассоль-дочь бывшего матроса,
а теперь ремесленника, мастерившего игрушки;
главная черта в характере - ожидание прекрасного;
она живёт в ожидании чуда. Грей-богатый наследник
старинного рода, обречённый жить по заранее известному
плану; главное в характере - способность к
решительным действиям, нежелание терпеть чужую боль и страдания; своими руками сотворил чудо.
-Общие черты: доброта, романтизм, мечта, умение любить)
-Учащиеся составляют синквейн.

VI. Аналитическая беседа. Представление группами своих героев повести их характеристика( 10 мин.) Цель: выявить общее в судьбах

Слайд 20Синквейн 1.Существительное 2.Два прилагательных 3.Три глагола 4.Фраза( из 3-4 слов), характеризующая главное 4.Филосфский синоним к существительному

Ассоль

Грей



Добрая, романтичная.
Верить, ждать, любить.
Жила в ожидании чуда.
Мечта.



Романтичный, добрый.
Мечтать, плыть, любить.
Своими руками сотворил чудо.
Романтик.

Синквейн 1.Существительное 2.Два прилагательных 3.Три глагола 4.Фраза( из 3-4 слов), характеризующая главное 4.Филосфский синоним к существительному

Слайд 21 VII. Выразительное чтение(7 мин.) Цель: развитие читательской культуры, умения выделять в тексте

фразы, помогающие раскрыть идею произведения.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Зачитайте эпизод встречи Грея с Ассоль.
-Была ли встреча Ассоль с Греем случайной?
-Да, встреча не была случайной: Грей сделал всё, чтобы
эта встреча состоялась и была именно такой, о какой
мечтала Ассоль (девушка, «которая не может, не должна
иначе выйти замуж, как только таким способом»). А стала
ли встреча счастливой для Ассоль и Грея можно понять из
слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало - моё и
Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов,
созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.
-Выразительное чтение финальной сцены повести (со слов
«некоторое время «Секрет» шёл пустым морем» до слов
«Теперь мы отойдём от них, зная, что им нужно быть
вместе одним».
-Как вы думаете, почему А.Грин паруса окрасил в алый
цвет?
-Как эпиграф урока связан с образом алых парусов?
-Что хотел сказать своим произведением А.Грин?
-Молодцы. Нужно быть верным своей мечте, нужно делать
чудеса своими руками, приносить счастье людям, а это
сделает счастливыми нас самих.


-Учащиеся зачитывают эпизод встречи Грея и Ассоль.
-Ответ учащихся (Встреча не была случайной, их судьбы в
детстве очень похожи, они понимают, любят всё живое на
земле, добры, бескорыстны, оба верят в любовь).








-Ответы учащихся (Алый цвет парусов-это воплощение
мечты в жизнь, это символ любви, отражения духовного
мира Ассоль и Грея. Ассоль всегда верила в свою мечту,
поэтому и сбылась её мечта, а Грей помог ей в этом ).
+ презентация о мечте
-А.Грин хотел сказать, что в порыве к счастью человек
способен своими руками совершать чудеса.)

VII. Выразительное чтение(7 мин.) Цель: развитие читательской культуры, умения выделять в тексте фразы, помогающие раскрыть

Слайд 22VIII. Рефлексия. Итог урока.(4мин.)
Деятельность учителя
Деятельность учеников
-А теперь вернёмся к эпиграфу нашего

урока:
Верьте в чудеса
И лелейте свою мечту.
-Как вы считаете, можно ли эти слова отнести к каждому из нас? Почему? Что должен сделать человек, чтобы стать счастливым?
-Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Пусть не было Каперны, Грея и Ассоль, не было корабля с алыми парусами - всё это было и будет, пока на земле живут замечательные люди-романтики, умеющие так любить, так мечтать. Так верить в исполнение мечты!
- Ответьте на проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока: способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Грин уверял, что корабль рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем, всем своим существом верит, что мечты не могут не сбыться. Видите ли вы этот корабль? Если да, то вполне возможно этот корабль идёт к вам, несёт на своих алых парусах исполнение вашей мечты.
-У вас на столах лежат кусочки парусов, сейчас каждый из вас на обратной стороне напишет своё самое заветное желание. Эти паруса мы прикрепим к нашему кораблю. Верьте в чудеса, и они обязательно исполнятся!




Ответы учащихся.(Конечно, можно. Если человек
умеет мечтать, то его мечта осуществится. Человек
должен воплотить свою мечту в жизнь ,и тогда он будет
самый счастливый).




-Ответы учеников.






Учащиеся прикрепляют паруса к нарисованному на
плакате кораблю под аудиозапись песни «Алые
паруса».

VIII. Рефлексия. Итог урока.(4мин.)Деятельность учителяДеятельность учеников-А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока: 			Верьте в чудеса 			И лелейте

Слайд 24IX. Выставление оценок за урок (1 мин.) Учащиеся оценивают результаты деятельности одноклассников. X.

Домашнее задание (1 мин.) – по выбору. -Написать письмо одному из героев феерии. - Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет задуматься феерия «Алые паруса» А.Грина?
IX. Выставление оценок за урок (1 мин.) Учащиеся оценивают результаты деятельности одноклассников.  X. Домашнее задание (1

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть