Слайд 1Урок –практикум
по культуре речи
«О терпеливый наш язык!»
11 класс
Слайд 3«...великолепие ишпанского,
живость французского,
крепость немецкого,
нежность италиянского...»
Слайд 6Наш язык
заслужил право
на бережное к себе отношение,
на всенародную
заботу.
Б.Васильев
Слайд 7 16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», на
которой были оглашены цифры, вызывающие опасение:
61% населения РФ употребляет бранную лексику,
28% говорит на компьютерном языке,
и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.
Слайд 9Норма языковая
(литературная норма или норма литературного языка)
– это единообразное, общепризнанное,
образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений).
Правильность как письменной, так и устной речи определяется соответствием её языковой норме.
Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных явлений, помогает ему сохранить свою целостность, что необходимо для выполнения им своей основной функции – культурной.
Слайд 12Пути решения проблемы отрицательного влияния СМИ на речевую культуру людей
Организовать цензурный
комитет, который бы пропускал всю информацию.
Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.
Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение.
Внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.
Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.
Слайд 14Урок –практикум
по культуре речи
«О терпеливый наш язык!»
Слайд 15Практикум по культуре речи
Задание № 1
Сколько ошибок допущено в привёдённых ниже
предложениях? Какие нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить? Найдите слова с ошибками, поставьте в них правильное ударение.
Раз в мЕсяц, обЫчно по срЕдам, она клалА дЕньги в банк.
Наши намерЕния заключИть Этот дОговор и подписАть ИтОговый дОкумент Искренни.
ХозяевА дЕлали всё, чтобы облЕгчить жизнь своИм гостЯм.
Нужно обратИться к Эксперту по Этому вопрОсу и одноврЕменно углУбить разрабОтку проблЕмы.
НесмОтря на сложнЕйшее положЕние в Этой Отрасли Индустрии, дОбыча нЕфти в послЕднем квАртале замЕтно возрослА.
Слайд 16Практикум по культуре речи
Раз в мЕсяц, обЫчно по средАм, она клАла
дЕньги в банк.
Наши намЕрения заключИть Этот договОр и подписАть итОговый докумЕнт Искренни.
ХозЯева дЕлали всё, чтобы облегчИть жизнь своИм гостЯм.
Нужно обратИться к экспЕрту по Этому вопрОсу и одноврЕмЕнно углубИть разрабОтку проблЕмы.
НесмотрЯ на сложнЕйшее положЕние в Этой Отрасли индустрИи, добЫча нЕфти в послЕднем квартАле замЕтно возрослА.
Слайд 17Практикум по культуре речи
Задание № 2
Заполните пустые ячейки таблицы (для этого
вам понадобится обратиться к классификации лексических ошибок). Ваша задача, работая в группе, найти ошибку, исправить её, классифицировать.
Слайд 18Практикум по культуре речи
Задание № 3
Найдите случаи нарушения стилистических норм современного
русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.
В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять наехал на мэра города N.
Все местные СМИ были брошены на раскрутку нового регионального лидера.
Баксы можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.
Первую сессию в вузе студент завалил.
После поражения любимой футбольной команды фаны устроили настоящий погром.
Слайд 19Практикум по культуре речи
Задание № 4
Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль;
мотивируйте свой выбор.
Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.
(по С.Маршаку.)
Слайд 20Самуил Маршак.
Воспитание словом. О мастерстве. Мысли о словах.
Человек нашел слова
для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий.
Слайд 21Домашнее задание:
Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».
Выполнить
задания А1-А2 (варианты 1-10 КИМов по русскому языку).
Выполнить задание № 4 практикума по культуре речи.
Слайд 22Домашнее задание:
Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».
Выполнить
задания А1 –А2 (варианты 1-10 КИМов по русскому языку).