Презентация, доклад на тему Урок по творчеству А.А. Блока.

Содержание

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК

Слайд 1АЛЕКСАНДР БЛОК: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО

«СТИХИ О
ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»

АЛЕКСАНДР БЛОК: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»

Слайд 2АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК

Слайд 3Блок является одним из чудотворцев русского стиха...
Обыкновенный поэт отдает людям

свои творения,
людям самого себя.

Н. Гумилев
Блок является одним из чудотворцев русского стиха... Обыкновенный поэт отдает людям свои творения, людям самого себя.Н. Гумилев

Слайд 4 Теперь, когда XX век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих

поэтов. Опять, как и в 1910-1920-е годы, выделяется на многообразном и пестром фоне литературы этих исторических десятилетий поэтический голос Александра Блока. В нем не только предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной личности, свидетеля эпохи, воспринимающего ее всеми силами души, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса грядущего

Л. Ф. Алексеева, доктор филологических наук , профессор

Теперь, когда XX век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как и в 1910-1920-е

Слайд 5Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на

языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твое - пять букв.

М. Цветаева

БЛОКЪ - так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя

Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое

Слайд 616 ноября (28 ноября) 1880 г. родился Александр Блок

16 ноября (28 ноября) 1880 г. родился Александр Блок

Слайд 7отец, Александр Львович Блок, профессор Варшавского университета по кафедре государственного права
мать,

Александра Андреевна Бекетова-Блок , литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова, ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета
отец, Александр Львович Блок, профессор Варшавского университета по кафедре государственного правамать, Александра Андреевна Бекетова-Блок , литератор, переводчица,

Слайд 8Андрей Николаевич Бекетов , дед поэта

Андрей Николаевич Бекетов , дед поэта

Слайд 9Меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и

особенная аккуратность.

Сергей Соловьев, кузен Блока, поэт-младосимволист
Меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность.Сергей Соловьев, кузен Блока, поэт-младосимволист

Слайд 10Александр Блок и Любовь Менделеева
Александр Блок в роли Гамлета

Александр Блок и Любовь МенделееваАлександр Блок в роли Гамлета

Слайд 11«...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного,

а только еще смутно ощущаемого мной Духа»

А. Блок, 29 января 1902 года
«...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной

Слайд 121903 - книга «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл

из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»
1903 - книга «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной

Слайд 131906 - предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов, начинает работу

над пьесой «Балаганчик», заканчивает Санкт-Петербургский университет с дипломом 1-й степени

30 декабря - премьера спектакля «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской

летом 1908 - цикл стихотворений «На поле Куликовом»

1910 - выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма», журнал «Русская мысль» - цикл стихов «Страшный мир

А. Блок среди артистов БДТ

«Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение»

1906 - предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов, начинает работу над пьесой «Балаганчик», заканчивает Санкт-Петербургский университет

Слайд 14«Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое

растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене»

Любовь Дельмас в роли Кармен

«Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю,

Слайд 15Начало Первой мировой войны - поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад», выходит его

книга «Стихи о России»

Июль 1916 - призван в действующую армию

Май 1917 - редактор стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии

1916. А. А. Блок во время военной службы

Начало Первой мировой войны - поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад», выходит его книга «Стихи о России»Июль 1916 -

Слайд 1616 июля.
...Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то

есть это утрата некоторая пафоса, в данном случае революционного.
30 июля.
Большевизм (стихия) - к «вечному покою»... Это ведь только сначала - кровь, насилие, зверство, а потом - клевер, розовая кашка... Буйство идет от вечного покоя и завершается им. Мои «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура». Сковывая железом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неусталости... Последовательность метаний, способность жить в вечном разногласии с собой...
6 августа.
.. Между двух снов:
Спасайте, спасайте! Что спасать?
— «Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как на­звать, чтобы не стало больно и горько и стыдно перед бедными, озлобленными, темными, обиженными! Но - спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть, сгорит.
Такие же желто-бурые клубы дыма, за которыми - тление и горение... стелются в миллионах душ, пламя вражды, дико­сти, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести - то там, то здесь вспыхивает; русский большевизм гуляет, а дождя нет, и Бог не посылает его!
16 июля....Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то есть это утрата некоторая пафоса, в

Слайд 17Январь 1918 - поэма«Двенадцать»

24 апреля 1919 - назначен председателем Управления Большого

драматического театра

1920 – председатель Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов

Май-июнь 1921 - начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива
Январь 1918 - поэма«Двенадцать»24 апреля 1919 - назначен председателем Управления Большого драматического театра 1920 – председатель Петроградского

Слайд 18Умер 7 августа 1921 года
... пусть, если только это будет возможно,

он будет человеком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если оке это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, - то пусть уж его терзает всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.
Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней.
Умер 7 августа 1921 года... пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не

Слайд 19«Стихи о Прекрасной Даме»
Философские идеи Вл. Соловьева
о существовании Души Мира, Вечной

Женственности

Многоплановость облика героини:
реальная, «земная» женщина;
небесный, мистический образ

Средства художественной выразительности: эпитеты «призрачные», «неведомые тени» «неведомые звуки», «надежды нездешние»

«Стихи о Прекрасной Даме»Философские идеи Вл. Соловьевао существовании Души Мира, Вечной ЖенственностиМногоплановость облика героини:реальная, «земная» женщина;небесный, мистический

Слайд 20...В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального,

- все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В ранних стихах Блока река — не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала, белая церковь вдали, которая утром кажется приближенной, не просто церковь; «терем», «дверь», «ступени», «дорога», «заря», «небеса» - едва ли не все слова берутся поэтом в особом условном значении. Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы верно понимать смысл стихов...

В. Я. Брюсов
...В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального, - все чувства, все переживания перенесены

Слайд 21О блоковской Прекрасной Даме много гадали - хотели видеть в ней

- то Жену, облаченную в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергает этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении. В этой книге... нам явлен новый лик любви; любви, которая хочет ослепительности, питается предчувствиями, верит предзнаменованиям и во всем видит единство; любви, которая лишний раз доказывает, что человек - не только усовершенствованная обезьяна

Н. Гумилев
О блоковской Прекрасной Даме много гадали - хотели видеть в ней - то Жену, облаченную в Солнце,

Слайд 22Что такое поэт?
Что такое гармония?
Поэт — сын гармонии
освободить звуки

из родной безначальной стихии

привести эти звуки в гармонию, дать им форму

внести эту гармонию во внешний мир

Что такое поэт? Что такое гармония? Поэт — сын гармонииосвободить звуки из родной безначальной стихиипривести эти звуки

Слайд 23Наследие Блока

Наследие Блока

Слайд 24 
Он прав — опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит...
Как памятник началу века,
Там

этот человек стоит.
Когда он Пушкинскому дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.

А.А. Ахматова
 Он прав — опять фонарь, аптека,Нева, безмолвие, гранит...Как памятник началу века,Там этот человек стоит.Когда он Пушкинскому дому,Прощаясь,

Слайд 25«И вечный бой, покой нам только снится!»
Пускай я умру под забором,

как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, —
Я верю: то Бог меня снегом занёс,
То вьюга меня целовала!

«И вечный бой, покой нам только снится!»Пускай я умру под забором, как пёс,Пусть жизнь меня в землю

Слайд 26



1. Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. 159-162,

рассказать, в чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
2. Прочитать статью (с. 162-166 учебника) и ответить на вопрос, какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905-1908 гг.
3. Индивидуальное задание:
- В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Вопрос 1, с. 179.)

Домашнее задание:

1. Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. 159-162, рассказать, в чем особенности раннего творчества

Слайд 27Самоанализ урока литературы  по теме:
«АЛЕКСАНДР БЛОК: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО «СТИХИ О
ПРЕКРАСНОЙ

ДАМЕ»
 
Тип урока: урок усвоения нового материала.
«Стихи о Прекрасной Даме» - первый урок из 4 по творчеству поэта. Учащимся заранее дано задание к уроку, самостоятельно подготовлены сообщения о биографии А.А. Блока, художественное и выразительное чтение.
Это учебное занятие представляет собой урок личностно ориентированной направленности.
Основной задачей занятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей.
Уроки личностно ориентированной направленности:
-позволяют пополнить опыт творческой деятельности и развивают эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание, сочувствие героям в ходе чтения и анализа художественного произведения;
-обучают школьников внимательному, вдумчивому, творческому чтению через организацию процесса чтения как воображаемого диалога читателя с писателем;
-погружают каждого в атмосферу рождения мысли, выражения чувства, ощущения творческого вдохновения.
Такая форма урока способствует достижению вышеизложенных целей.
В самоанализе остановимся на следующих психолого-дидактических аспектах урока:

Самоанализ урока литературы  по теме:«АЛЕКСАНДР БЛОК: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО «СТИХИ ОПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ» Тип урока: урок усвоения нового материала.«Стихи

Слайд 281. Актуализация субъективного опыта учащихся
Система уроков по творчеству А.А. Блока построена

таким образом, чтобы во время изучения творчества поэта учащимся необходимо было обратиться к ресурсам Интернета (http://ricolor.org/history/cu/lit/silver/blok/4/, http://www.blokalex.net.ru/, http://az.lib.ru/b/blok_a_a/, http://www.blok.70mb.ru/, http://alex-blok.boom.ru/, http://blok.niv.ru/, http://www.ablock.ru/, http://www.hrono.info/biograf/blok.html, http://lib.rin.ru/doc/i/11069p1.html, http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=18, http://artmiem.ru/shahmatovo/flash/index.htm, http://russianway.rchgi.spb.ru/blok.htm
http://ecfac.ru/vipusk/block, http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=5510 , др.)
чтобы подготовить достоверные сведения о Блоке А.А. Это невольно заставило обратиться к личностному опыту, задуматься о том, как бы учащиеся сами поступили в той или иной ситуации выбора. Первый урок фактически был подготовлен самими учащимися, включая в себя проблемы, которые действительно волновали учеников, и роль учителя (очень важная!) заключалась в том, чтобы организовать занятие, создать комфортные условия для работы.
Работа, таким образом, началась с того, что был задан тон, настрой на творчество, включение эмоциональной сферы личности, дан импульс к деятельности.

1. Актуализация субъективного опыта учащихсяСистема уроков по творчеству А.А. Блока построена таким образом, чтобы во время изучения

Слайд 292. Введение учащихся в диалог
Урок личностно ориентированной направленности не может быть

состоявшимся, если в нём не было эмоционального центрирования, которое ведёт к открытию истины, воодушевляет веру в свои силы. Такое открытие было на данном уроке: вместе и учителем ученики сделали вывод: поэзия настоящего Мастера бессмертна. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому сопутствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересно знать ответы, возникшие при подготовке урока, поэтому все высказывания были искренними.
На протяжении всего урока учителю оказывалась психологическая поддержка со стороны учащихся; они подхватывали незаконченные фразы учителя, улавливали суть вопроса, понимали взгляды и жесты.

3. Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности
Заканчивается урок подведением итогов с формированием самостоятельных выводов.  Этап рефлексии показал, что урок достиг своей сверхзадачи, так как рефлексивная деятельность продолжала осуществляться и после урока; искали новые вопросы; мысли учеников возвращались к биографии поэта. У учащихся появилось желание перечитать ещё раз Стихи о Прекрасной Даме, постигая мысли автора и совершая новые открытия.


2. Введение учащихся в диалогУрок личностно ориентированной направленности не может быть состоявшимся, если в нём не было

Слайд 30Спасибо за внимание!
С уважением Н.А. Лелюк, учитель русского языка и литературы

Спасибо за внимание!С уважением Н.А. Лелюк, учитель русского языка и литературы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть