Слайд 1
Синтаксис и пунктуация
Урок по русскому языку в 5 классе
учителя Семеновской православной
гимназии
ВОРОНОВИЧ Галины Евгеньевны
Слайд 2Повторение
(записываем 1-ую букву слова-ответа)
Часть речи, обозначающая предмет;
Падеж, отвечающий
на вопрос ЧТО?
Неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы ГДЕ? КУДА? КАК?...
А этот падеж отвечает на вопрос КЕМ?
Слова, противоположные по лексическому значению;
Часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
Морфема, стоящая между корнем и окончанием;
Самый распространённый союз между
однородными членами предложения;
Какой звук на конце слова ГРУЗ?
Слайд 3Получили слово…
Существительное
Именительный
Наречие
Творительный
Антонимы
Корень
Суффикс
И
С
Слайд 4СИНТАКСИС
Слово пришло из греческого языка
обозначало « синтаксис» - составление,
построение, порядок.
СИНТАКСИС – это раздел науки о языке, который изучает
построение
словосочетаний, предложений, текста.
Слайд 5Наблюдение
Осень сад незаметно наш золотой в придти.
Золотая осень; придти незаметно; придти
в сад; в наш сад
Золотая осень незаметно пришла в наш сад.
Слайд 6Практическая работа
Лес, стук, дятел, вечерний, в, раздаваться.
Вечерний лес; раздаваться в лесу;
стук дятла.
В вечернем лесу
раздавался стук дятла.
Слайд 7Почему знаки препинания так важны?
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Расставьте знаки препинания так, чтобы
спасти жизнь человека.
Слайд 8Проверим!
КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ.
Слайд 9
ПУНКТУАЦИЯ – это слово пришло
из латинского языка.
«Пунктум» -
точка.
ПУНКТУАЦИЯ – это раздел науки о языке, который изучает правильную постановку знаков препинания.
Слайд 10Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Слайд 11Самостоятельная работа.
Составьте текст. Разбейте слова на предложения.
Пришёл, золотой,
осень, птицы, полететь, на, юг, с, поля, собирать, урожай, скоро, наступить, зима.
Слайд 12Проверка
Пришла золотая осень.
Птицы полетели на юг.
С полей собирают урожай.
Скоро
наступит зима.
Слайд 13Кисель там варят из резины,
Кроят рубахи из пластмассы,
Там шины делают из глины, Посуду делают из мяса,
Кирпич там жгут из молока, Котлеты стряпают из сажи,
Творог готовят из песка. Там ваксу делают из пряжи.
Стекло там плавят из бетона, Прядут там нитки из сукна,
Плотины строят из картона, Костюмы шьют из толокна,
Обложки там из чугуна, Кисель там варят…
Там варят сталь из полотна.
Слайд 14Проверяем
Кисель там варят, из резины
Кроят рубахи, из пластмассы
Там шины делают, из глины Посуду делают, из мяса
Кирпич там жгут, из молока Котлеты стряпают, из сажи
Творог готовят, из песка Там ваксу делают, из пряжи
Стекло там плавят, из бетона Прядут там нитки, из сукна
Плотины строят, из картона Костюмы шьют, из толокна
Обложки там, из чугуна Кисель там варят…
Там варят сталь, из полотна
Слайд 15
В синтаксисе изучают словосочетание и …
Правильно употреблять знаки препинания учит …
Мы
начали изучать … и …
Слайд 16Домашнее задание
§15,
упр. 78 (стр. 71)
Или
Написать сочинение-миниатюру «Что произойдёт, если
не будет знаков препинания?» (см. упр. 79, стр.71)
Слайд 17Продолжите
одну из фраз:
На уроке я узнал(а)…
Особенно интересным было задание…
Для меня
оказалось трудным…
Впервые я услышал(а) о том, что…