Слайд 1
Обособленные определения и приложения
Слайд 2 .Укажите в каждом ряду слова с чередующейся гласной в корне.
1)
возвращение, растений, появилось, современной
2) взглянул, побежал, наклонился, подержал
3)овладела, возможность, прикосновение, сдержать
4) берут, коридоре, рядами, слова
Слайд 3 Ответы:
1)растений,
2) наклонился
3) прикосновение
4) берут
Слайд 4Укажите ошибочное суждение.
1)в слове дорожкой происходит оглушение звонкого согласного звука ж.
2)в
слове недельки все согласные звуки мягкие.
3)в слове улыбаясь четыре слога.
4)в слове всякие количество звуков и букв совпадает.
Слайд 5Ответ:
4) в слове всякие количество звуков и букв совпадает.
Слайд 6В каких словах правописание приставки определяется её значением-»неполнота действия»?
1) приступила, пришла,
пригреть, прикоснувшись
2)прикрыла, прибежала, привыкли, приходивших
3)распахнулась, приходом, приподнял, прибавил
4) привёл, прервать, прищурились, придвинул
Слайд 7 Ответы:
1) пригреть
2) прикрыла
3) приподнял
4) придвинул
Слайд 81. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянется опять
тёплый ветер. (В.Короленко.)
2. Кусты, неясные от тумана, нависали над палубой. (К.Паустовский.)
3. Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.
4. Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт. (А.К.Толстой.)
Слайд 9Обособляются, выделяясь интонацией в речи и запятыми на письме, согласованные распространённые
определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, если они стоят после определяемого слова.
1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. (А.Чехов.)
2. Была самая ранняя весна, сухая и серая. (К.Паустовский.)
3. Месяц, чистый и острый, стоял над головой. (А.Н.Толстой.)
4. Льдины, огромные и мощные, плывут вниз по течению. (Л.Асеева.)
Слайд 11 Обособляются, выделяясь интонацией в речи и запятыми на письме,
два или несколько согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного.
Слайд 121.Весенней негой утомлён, я впал в невольное забытье. (Ф.Тютчев.)
2. За синими
морями, забытый, он угасал один. (М.Лермонтов.)
3. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (М.Лермонтов.)
4. Мягкое и серебристое, оно (море) слилось там с синим южным небом. (М.Горький.)
Слайд 13Обособляются, выделяясь интонацией в речи и запятыми на письме, любые определения
(согласованное, распространённое и нераспространённое, стоящее впереди и позади определяемого слова), если они относятся к личному местоимению.
Слайд 14
1.Привлечеённые светом, бабочки
прилетели и кружились около фонаря. (С.Аксаков.)
2.Поглощённый своими думами, Алексей не видел всего этого. (Б.Полевой.)
3. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. (Л.Жемчужников.)
Одиночные и распространённые согласованные определения, стоящие впереди определяемого слова, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки, времени.
Слайд 16Обособляются, выделяясь интонацией в речи и запятыми на письме:
1)распространённые приложения, стоящие
до и после определяемого слова-существительного нарицательного.
Весной зазеленел орешник, широколистный кустарник.(В.Солоухин.)
2)нераспространённые и распространённые приложения, стоящие после определяемого слова-существительного собственного.
Левитан, певец русской природы, написал несколько картин, посвящённых весне.
3)любые приложения, если они относятся к личному местоимению.
Много их, весенних луж, больших и маленьких, мелких и глубоких. (Н.Плавильщиков.)
Слайд 17Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Определите, какой частью речи выражены обособленные
определения и приложения.
1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке.
2) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой.
3) Пугачёв, верный своему обещанию, приближался к Оренбургу.
4) И, мрачнее чёрной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус.
5) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение. ( А.С Пушкин.)
6) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне странную историю.
7) Им , гагарам, недоступно наслажденье битвы жизни; гром ударов их пугает. ( М.Горький.)
Слайд 18Тест. «Готовимся к ГИА.» Задание В4.
1. Среди предложений 6-11 найдите предложение
с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
6) Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. 7) Её взгляд был устремлён в море. 8) Она ждала кого-то. 9) Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти. 10) Собака едва заметно шевельнула хвостом. 11) Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, -собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище.
Слайд 192. Среди предложений 34-37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер
этого предложения.
34) В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка - он был прикован к постели. 35) Это у него была такса - чёрная головешка на четырёх ножках. 36) Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
37) -Она тебя ждёт, -говорил больной.
Слайд 203. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер
этого предложения.
1) Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор. 2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек-белогрудая куница. 3) Вскоре у неё появились детки. 4) Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и , когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. 5) Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.
Слайд 214. Среди предложений 10-14 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите
номера этих предложений.
10) Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. 11) С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. 12) Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. 13) Болезненный и легко подверженный к простуде, он поставил себе целью закалиться. 14) Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём.
Слайд 225. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его
номер.
(1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу. (6) И долго слышался удаляющийся треск падающих деревьев.(Г.Федосеев)
Слайд 236.Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1)
Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной, и перед ней раскрылась тишина. (Р.Фраерман)
Слайд 24 Домашнее задание.
Выпишите из художественного текста 10 предложений с
обособленными определениями (1группа), с обособленными приложениями ( 2 группа).
Слайд 25Задания на карточках ( 3 группа) .
Придаточную часть сложноподчинённого предложения замените
обособленным определением.
1) В рассказе описывается путешествие к замку, который находился на самой вершине живописного холма.
2) Прогулка, которая обещала нам столько удовольствия, не представляла ничего занимательного.
3) Событие, которое писатель положил в основу сюжета новой повести, произошло в действительности.
4) Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.