Слайд 1Грамматическая тема:
Грамматическая основа предложения.
Лексическая тема:
Птицы – наши друзья!
Слайд 2Цель урока:
Учащиеся должны узнать, какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения
Задачи:
1)
научить применять знания о главных членах предложения; закрепить у учащихся умение находить грамматическую основу предложения.
2) развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
3) формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной; воспитание аккуратности, усидчивости, внимания, сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности.
Слайд 3Деление на группы
1 группа «Гуси»
2 группа «Воробьи»
Слайд 4Словарная работа
Переводя названия птиц, нужно приклеить наклейки птиц.
1 группа -
Ақ қу, қарға ,қаз, шағала, үйрек,
тырна, бұлбұл.
2 группа - Торғай, тоқылдақ, көгершін,
қораз, тауық, бүркіт, қарлығаш
Слайд 5Запомни :
Предложение — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически
организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.
Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком.
подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что такое предмет? кто такой? какой (каков) предмет?
Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением
Слайд 6Чем может быть выражено подлежащее?
Существительным Ветер унёс лодку
в
Им. падеже в море.
Местоимением Я не приду к обеду.
в Им. падеже
Словосочетанием Отец с сыном
пошли на рыбалку.
Что?
Кто?
Слайд 7Чем может быть выражено сказуемое?
Глаголом
Существительным
Прилагательным
Мы живём на Земле.
Земля – наш
дом.
Она прекрасна.
Что делаем?
Что такое?
Какова?
Слайд 8Введение в тему урока
А) мозговой штурм /10вопросов/
Б) групповая работа
Составление и
защита постеров
1группа «Грамматическая основа предложения»
2 группа «Способы выражения главных членов предложения»
Слайд 9В) парная работа
1пара вып. упр 419 /устно/
2пара вып упр 418
3 пара
/переведите стихотворения на русский язык/
Көктем келді: кұс келді, Күн ұзын, түн қысқа енді.
Көктем келді су ақты, Өзендерді шулатты.
Көбелектер гулесті, Көктем келді, гүл өсті.
4 пара
Прочитайте пословицы, вставляя нужные слова, определите подлежащее и сказуемое.
1.Доброе слово ----------, а плохое калечит.
2. Мир ________солнцем, а человек- знанием
3.Хлеб __________ тело, а книга- разум
/питает, лечит, освещается/
5 пара Соедините глаголы с существительными. Укажите род.
Воробей чирикает
Сова каркает
Ворона ухает
Голубь кудахтает
курица воркует
Петух кукарекает
6 пара /Определи, сколько в тексте предложений/
7 пара /написать названия птиц, которых ты знаешь/
Слайд 12Энерджайзер
«Потанцуем»
На лбу каждого учащегося прикреплен стикер с рисунком, например: солнца, дерева,
книги, самолета, врача, машины т.д./После определения предмета каждый из них должен подобрать к рисунку глагол-сказуемое/
Слайд 13Закрепление
Тестовые задания
1.Закончи утверждение:
Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на
вопросы Кто? Что? называется
А) существительным Б) прилагательным
В) глаголом Г) местоимением
2.Закончи утверждение:
Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросыЧто делать? Что сделать? называется
А) существительным Б) прилагательным
В) глаголом Г) местоимением
3. Перелетные птицы каждый год прилетают на родную землю. Назовите, в каком варианте грамматическая основа предложения
А) Перелетные птицы; Б) прилетают на землю;
В) птицы прилетают; Г) на родную землю
4. Какие из членов предложения могут быть грамматической основой
А) Подлежащее и сказуемое Б) Подлежащее и дополнение
В) Сказуемое и определение
Г) Подлежащее и обстоятельство
5. Какие из названных членов предложения казахского языка являются грамматической основой и в русском языке: А) Толықтауыш, бастауыш Б) Анықтауыш, баяндауыш
В) Баяндауыш, пысықтауыш Г) Бастауыш, баяндауыш
Слайд 15 Домашнее задание
Напишите сочинение на одну из тем: «Весна пришла!»; «Признаки
весны»; «Готовимся к встрече птиц» «Скворцы прилетели!»
Записывают в дневник.
Выставление оценок.