Слайд 1КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ
Урок по рассказу Ивана Шмелева
МБУ лицей 37 г.Тольятти
Учитель
Жарская Е.А.
Слайд 2Рассмотрите И.С. Шмелева
Какие детали во внешности писателя привлекают ваше внимание?
Какими
чертами характера мог обладать человек с подобными чертами лица?
Слайд 3Писатель и время
Скажите, а важно ли знать, в какое историческое время
происходит становление личности писателя? Почему?
Слайд 4Цель урока
определите цель урока, используя следующие опорные слова:
проследить, какое… оказало…
эпоха на… и… писателя.
Слайд 5Составление ОТ
Что бы вы хотели узнать о биографии и творчестве
И.С. Шмелева?
Хочу знать…
Узнал(а)…
Слайд 6Узнай и запиши кратко
1. Какие исторические события происходили в России, когда
родился и творил писатель?
2. Какое влияние оказала семья на воспитание мальчика?
3. Какое образование получил?
4. Чем закончился первый печатный опыт?
5. Какова тематика произведений Шмелева?
Слайд 7Вывод
Какое влияние оказала историческая эпоха на формирование личности писателя?
Время накладывает
отпечаток на судьбу человека, формирует его взгляды, убеждения; могут звучать темы в творчестве писателя.
Слайд 8Прочитайте начало рассказа
Какова его роль?
(Первая фраза сразу отвечает на вопрос
заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало быстро вводит читателя в творческую лабораторию писателя.)
Слайд 9Работа с текстом
- Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления?
(Еще в детстве писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы.)
- О каком произведении напоминают описания вещей: «живые доски»,
«живая метла», «живая половая щетка»? (Рассказ М.А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется прием олицетворения.)
Слайд 10Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?
(Серьезно никто не
относился, пытались найти недостатки.).
Какие способы создания образа литературного героя вы знаете?
(Социальный статус, портретная, речевая характеристики, жизненные принципы, поступки героя и его отношение к другим персонажам, отношения к герою других персонажей.).
Слайд 11Подумай и дай ответ
В рассказе изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин
и словесник Цветаев.
Какую роль они сыграли в судьбе мальчика?
Слайд 12Работа по группам
1-2 группы – образ Баталина,
3-4 – словесник Цветаев.
Каким
образом и с помощью каких средств художественной выразительности создается образ Баталина, Цветаева?
Слайд 13Образ Баталина
1. Социальный статус
Инспектор
2. Портретная характеристика
Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой,
тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры.
3. Речевая характеристика
Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.
Слайд 14Образ Цветаева
1. Социальный статус
Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени –
отчеству: «Федор Владимирович».
2. Портретная характеристика
Эпитеты, сравнения: «незабвенный, посмеивающийся чуть глазом».
3. Речевая характеристика
Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал
Слайд 15Сделайте вывод
Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева?
(Противопоставление.)
С
какой целью автор это делает?
(Баталин – это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль.)
Слайд 16Самостоятельная работа
Как проявляется в рассказе характер самого автора?
(В мыслях и
действиях, он наделен фантазией, увлечен литературой, это благодарный человек учебник стр. 138 зачитать цитату)
Слайд 17Подведём итоги
Какая тема урока?
Чему учились?
На каких предметах вы можете пользоваться полученными
знаниями?
Слайд 18Рефлексия
Если вы считаете, что работу выполнили хорошо, качественно, то покажите вот
так
если так себе, то