Слайд 1Тема урока
Урок
по рассказу И.Бунина «Красавица»
Красота спасёт мир.
А всегда ли внешняя
красота соответствует внутренней?
Преподаватель :Гизятова Л.Х.
ГАПОУ СПО Туймазинский индустриальный техникум
Слайд 2Цель:
1. Провести анализ рассказа И.А.Бунина «Красавица».
2. Убедиться в том, что анализ
текста как языкового целого позволяет определить основную идею произведения.
Слайд 3
Ф.М.Достоевский
«Красота спасет мир»
Слайд 4 Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет
эстетическое и нравственное наслаждение.
(Из Толкового словаря русского языка под
редакцией С.И.Ожегова)
Слайд 5ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
БУНИН
( 1870-1953)
прозаик, поэт, переводчик
В 1933 году И. А. Бунин
первым из русских писателей удостаивается Нобелевской премии
Особенностью Бунина – художника является трепетное отношение
к слову.
Слайд 6Рассказ “Красавица” - одна из 38 новелл цикла “Темные аллеи”. Этот
цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. “Дух проникает в плоть и облагораживает его”, “Там, где я стою, не может быть грязно”, - говорит Любовь устами автора.
Слайд 7Портретно-характерологический словесный ряд
Чиновник – «пожилой», «молчалив», «скромен», «худой», «высокий», «чахоточного сложения»,
«носил очки цвета йода», «говорил несколько сипло, срывался в фистулу», «казался не интересен во всех отношениях»
Фистула-
тоже что, фальцет в пении:
очень высокий звук голоса,
требующий особого
исполнительского приема
Слайд 8Портретно-характерологический словесный ряд
Красавица -«знала себе цену»,
«молоденькая», «невелика», «отлично и крепко сложена»,
«всегда хорошо одета», «очень внимательна и хозяйственна по дому», «взгляд имела зоркий»
Слайд 9И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться
слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Слайд 10Антитеза - «вдовец» - «женился», «пожилой» – «молоденькой», холод атмосферы дома
– кадка с пальмой
Эпитет – «живой» мальчик, «ласковый» мальчик, «беспокойный» сон, «круглое» одиночество
Метафора – «Он… срывался в фистулу»
Анафора – «он был молчалив…», «он был худой…»
Синтаксический параллелизм- «А она…». «А она…». А там…» .ССП с противительным союзом а
Инверсия – «И мальчик, от природы живой и ласковый…», «… зажил жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день»
Слайд 11Сходство чиновника и красавицы?
Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге
одинаковыми в их отношениях к мальчику.
Сходство: и отец «притворился» (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына)
Почему? (от страха перед нею). И живой мальчик сделался как бы не существующим.
Слайд 12Жизнь мальчика
Ключевые слова :«неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «шепотом читает»,
«смотрит в окно», «стелет себе постельку», «сам прилежно убирает», «свертывает», «уносит».
Ключевые слова : «круглое одиночество», «совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь»
Слайд 13Развязка
Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него
остается, - это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Докажите это?
(«постоянно читает единственную книжку, купленную еще при покойной маме», а «все добришко его» спрятано в «мамином» сундуке –том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме)
Слайд 15Выводы
Тема -Огромная трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому
не нужным, тема одиночества, тема подлинной и мнимой красоты
Идея -Детей часто называют цветами жизни, без внимания и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда-нибудь расцветут
Слайд 19Почему рассказ носит такое название?
Идея связана именно с красавицей.
И Бунин хочет сказать, что не может быть красивой женщина, которая так сурова и жестока с детьми, пусть даже неродными.
Слайд 20Озвучьте ваше впечатление о прочитанном
«После прочтения рассказа И.Бунина «Красавица» я задумался…»
Слайд 21В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа и его мысли
А.П.Чехов
Слайд 22Пословицы
"Внешне хороша, да в жизни тяжела", "Молодец красив, да на душу
крив", - гласят русские пословицы.
"Лицо вижу, речи слышу, а сердца твоего не вижу", - говорят казахи.
"Не заглядывай человеку в лицо, а заглядывай в сердце", - советует народная мудрость.
.
Слайд 23Домашнее задание
Написать сочинение на тему (по выбору)
1. Образ красавицы и средства
его характеристики.
2. Что есть красота мнимая и подлинная?
3. Смысл заглавия рассказа.
4. Моё представление о дальнейшей судьбе мальчика.