Презентация, доклад на тему Урок по литературе 9 класса Композиция Слова о полку Игореве

Внутри основной, в свою очередь, выделяют три части:• Повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями;• Центральный фрагмент, посвященный Святославу(сон Святослава, его толкование боярами, «золотое слово»Святослава, сливающееся с авторскими обращениямик князьям);•

Слайд 1Урок 2. Композиция « Слова о полку Игореве»

Урок 2. Композиция « Слова о полку Игореве»

Слайд 2Внутри основной, в свою очередь, выделяют три части:
• Повествование о походе

Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями;
• Центральный фрагмент, посвященный Святославу
(сон Святослава, его толкование боярами, «золотое слово»
Святослава, сливающееся с авторскими обращениями
к князьям);
• Заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач - заклинание Ярославны, бегство
Игоря, погоня Гзака и Кончака).
Важную композиционную роль играют повторы: они по
могают объединить относительно самостоятельные эпизоды в одно целое.
Отметим в тексте произведения границы частей.
Внутри основной, в свою очередь, выделяют три части:• Повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси,

Слайд 3Автор « Слова…»
Автор использует образ Бояна не
для того, чтобы подчеркнуть свою

общность с ним, а для
того, чтобы противопоставить свои задачи задачам Бояна:
тот воспевал славу, звенящую в Киеве, автор «Слова...»
создает свое произведение тогда, когда слава в Киеве уже
не звенит, и его цель иная: не прославить князей, а при

звать их к единству, показать им страшную опасность, на
висшую над Русской землей.
Автор « Слова…»Автор использует образ Бояна недля того, чтобы подчеркнуть свою общность с ним, а длятого, чтобы

Слайд 4 Читаем и обсуждаем 1-ю часть
Игорь ждет милого брата Всеволода. И.

сказал ему буй-тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи. Седлай, брат, своих борзых коней, - мои давно у Курска стоят наготове. А мои куряне - -дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы".
Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!" Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. "Хочу, - сказал, - копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону".
…Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам - и всяким узорочьем половецким Червленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древко - храброму Святославичу!


Читаем и обсуждаем 1-ю частьИгорь ждет милого брата Всеволода. И. сказал ему буй-тур Всеволод:

Слайд 5Поход Игоря. Первая битва с половцами.

Поход Игоря. Первая битва с половцами.

Слайд 6— Игорь продолжил поход, несмотря на затмение —плохое предзнаменование. Как вы

думаете, почему? — Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?

Описание начала похода отделяется от описания первой битвы восклицанием: «О Русская земля! Уже за холмом ты!»
Замечаем повтор: «Русичи широкие поля червлеными
щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы».
Все стихии участвуют в судьбе Игорева войска, предре
кая страшную битву. Описание грозных знамений завершается тревожным
повтором: «О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»

— Игорь продолжил поход, несмотря на затмение —плохое предзнаменование. Как вы думаете, почему? — Как описывается путь

Слайд 7Вторая битва дружины Игоря

Вторая битва дружины Игоря

Слайд 8Читаем:
На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи

с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на Каяле у Дона великого. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!
Вот ветры, Стрибожьи внуки веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит; стяги весть подают - половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили. Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили степь червлеными щитами.

На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на Каяле у Дона великого. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!
Вот ветры, Стрибожьи внуки веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит; стяги весть подают - половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили. Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили степь червлеными щитами.

Читаем:На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре

Слайд 9Вопросы к первой части «Слова…»
Какие лирические отступления использует автор в этом

описании?
Какой новый мотив появляется в строках?
(Появляется новый мотив — мотив печали, закрепленный фразой - повтором (рефреном): «Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось».)
Вопросы к первой части «Слова…»Какие лирические отступления использует автор в этом описании?Какой новый мотив появляется в строках?(Появляется

Слайд 10Беседа по вопросам:
О чём горюет автор? (Автор искренне горюет о пленении

русских князей, дает характеристику тяжелым последствиям их необдуманного похода: Игорь и Всеволод «непокорством зло пробудили».)
Автор осуждает политику русских князей, заботящихся
только о собственном благе: «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: „Это мое, и то мое же“.
И стали князья про малое „это великое“ молвить и сами
себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с
победами на землю Русскую».

Беседа по вопросам:О чём горюет автор? (Автор искренне горюет о пленении русских князей, дает характеристику тяжелым последствиям

Слайд 11Какие мотивы появляются?
Появляется новый мотив — мотив печали о погибших воинах,

которых уже ничем не воскресить: «И Игорева храброго полка не воскресить!» Эта фраза станет еще одним рефреном, объединяющим две части.
Какие мотивы появляются?Появляется новый мотив — мотив печали о погибших воинах, которых уже ничем не воскресить: «И

Слайд 12Домашнее задание:
Прочитать вторую часть «Слова...» (до плача Ярославны).
Отметить во второй части

строки-рефрены.
Прочитать третью часть и «славу», выделить внутри нее три части, озаглавить каждый пункт.
Подготовить выразительное чтение на древнерусском языке отрывка из первой части.
Индивидуальное задание
Подготовить исторические справки о князьях, к которым
обращается автор «Слова...».


Домашнее задание:Прочитать вторую часть «Слова...» (до плача Ярославны).Отметить во второй части строки-рефрены.Прочитать третью часть и «славу», выделить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть