Кто какие действия совершает? Найдите и выпишите слова, описывающие действия:
Чуть свет проснувшись и наскоро позавтракав, мы продолжили путь.
Капитан приказал бросить якорь, заметив уютную бухту.
Налегая на вёсла, матросы причалили к берегу.
Навстречу нам спешили аборигены, весело крича приветствия.
Вы догадались, что это
Какое из действий в каждом примере является
главным, основным,
а какое дополняющим, добавочным?
Заметив уютную бухту,
мы бросили якорь.
Замечая уютную бухту,
мы бросаем якорь.
Несовершенный:
действия происходят
одновременно
Совершенный:
сначала добавочное,
затем основное
Деепричастие не изменяется
Какую роль играет деепричастие?
Не замолкая, шумят волны.
х
Как?
_ . _ . _ . _ . _
_________
_________
Синтаксическая роль: обстоятельство
_________
_________
Невозвратное – умывая,
готовя
Морфологический разбор
I. Грамматическое значение.
Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав?
Обозначает: добавочное действие предмета
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Черная его грудь стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья и подкрыльев, и крикнул: «Чуф! Ши!»
Найдите в тексте слова, которые обозначают действия тетерева. К какой части речи они относятся?
Выпишите по схеме: подлеж. + сказ. с деепричастием, выделите ^ деепричастий, укажите их вид.
Юнга , I заметив (что?) уютную бухту I , подал сигнал.
х
_ . _ . _ . _ . _ . _ ._ ._ ._ ._ . _
________
________
Что сделав? Когда?
^
деепр.
з.с.
Мать недоумевая улыбалась.
Приближаясь к берегу бригантина замедляла ход.
Упражнение
Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.
1. Дойдя до реки, … а) нами овладела усталость;
б) мы устроили привал.
2. Набирая скорость, … а) поезд приближался к
перевалу; б) за окном мелькали берёзы и сосны.
Прочитав повесть, она мне понравилась.
Посмотрев спектакль, герои мне запомнились.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть