Презентация, доклад на тему Урок обобщения темы Деепричастие

Содержание

Путешествие к архипелагу Морфология. Остров Деепричастий.Путешествуя по ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ОКЕАНУ и продолжая исследовать архипелаг Морфология, мы добрались до острова Деепричастий. Здесь мы сделаем остановку и познакомимся с аборигенами и местными традициями.

Слайд 1Деепричастие как часть речи.

Деепричастие как часть речи.

Слайд 2Путешествие к архипелагу Морфология. Остров Деепричастий.
Путешествуя по ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ОКЕАНУ и продолжая

исследовать архипелаг Морфология, мы добрались до острова Деепричастий. Здесь мы сделаем остановку и познакомимся с аборигенами и местными традициями.

Кто какие действия совершает? Найдите и выпишите слова, описывающие действия:
Чуть свет проснувшись и наскоро позавтракав, мы продолжили путь.
Капитан приказал бросить якорь, заметив уютную бухту.
Налегая на вёсла, матросы причалили к берегу.
Навстречу нам спешили аборигены, весело крича приветствия.

Путешествие к архипелагу Морфология. Остров Деепричастий.Путешествуя по ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ОКЕАНУ и продолжая исследовать архипелаг Морфология, мы добрались до

Слайд 3Знакомство.
Задайте вопросы к словам, описывающим действия, укажите знакомую часть речи:
Проснувшись и

позавтракав, мы продолжили.
Капитан приказал бросить, заметив.
Налегая, матросы причалили.
Спешили аборигены, крича.
На какие ? отвечают наши Новые знакомцы ? Они и есть ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

Вы догадались, что это

Какое из действий в каждом примере является
главным, основным,
а какое дополняющим, добавочным?

Знакомство.Задайте вопросы к словам, описывающим действия, укажите знакомую часть речи:Проснувшись и позавтракав, мы продолжили.Капитан приказал бросить, заметив.Налегая,

Слайд 4Первое впечатление.
На какие ? отвечает деепричастие?
Что делая? Что сделав? Как? Каким

образом?
С какой частью речи связано деепричастие?
С глаголом.
Что обозначает деепричастие?
Добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.
Первое впечатление.На какие ? отвечает деепричастие?Что делая? Что сделав? Как? Каким образом?С какой частью речи связано деепричастие?С

Слайд 5Знакомство продолжается.
Какого вида бывают деепричастия?
Что делая?
Что сделав?


просыпаясь
завтракая
замечая
проснувшись
позавтракав
заметив


несовершенный
совершенный

Знакомство продолжается.Какого вида бывают деепричастия?Что делая?Что сделав?просыпаясьзавтракаязамечая проснувшисьпозавтракавзаметив несовершенныйсовершенный

Слайд 6Чем отличаются деепричастия разного вида?
Чем отличается содержание предложений?


Как происходят добавочное и

основное действия?
Определив вид деепричастий, сделайте вывод:



Заметив уютную бухту,
мы бросили якорь.

Замечая уютную бухту,
мы бросаем якорь.

Несовершенный:
действия происходят
одновременно

Совершенный:
сначала добавочное,
затем основное

Чем отличаются деепричастия разного вида?Чем отличается содержание предложений?Как происходят добавочное и основное действия?Определив вид деепричастий, сделайте вывод:Заметив

Слайд 7Изменяется ли деепричастие?
Понаблюдайте и сделайте вывод:
Волны шумят, ударяясь о скалы.
Волны шумели,

ударяясь о скалы.
Волна шумит, ударяясь о скалы.

Деепричастие не изменяется

Какую роль играет деепричастие?

Не замолкая, шумят волны.

х


Как?

_ . _ . _ . _ . _

_________
_________

Синтаксическая роль: обстоятельство

_________
_________

Изменяется ли деепричастие?Понаблюдайте и сделайте вывод:Волны шумят, ударяясь о скалы.Волны шумели, ударяясь о скалы.Волна шумит, ударяясь о

Слайд 8Обобщим:
Деепричастие – особая форма глагола, отвечает на ? Что делая? Что

сделав? Как?, обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.
Бывает совершенного и несовершенного вида. Не изменяется.
В предложении является обстоятельством.


Обобщим:Деепричастие – особая форма глагола, отвечает на ? Что делая? Что сделав? Как?, обозначает добавочное действие при

Слайд 9II. Имеет морфологические признаки
1.Постоянные: вид


возвратность


не изменяется


Совершенный
Несовершенный
Возвратное – умываясь,

готовясь

Невозвратное – умывая,
готовя

Морфологический разбор

I. Грамматическое значение.

Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав?
Обозначает: добавочное действие предмета

II. Имеет морфологические признаки1.Постоянные: видвозвратностьне изменяетсяСовершенный Несовершенный Возвратное – умываясь,

Слайд 10III. Синтаксическая роль: обстоятельство

Образец разбора.
Волны шумят, ударяясь о скалы.

I. Шумят

(что делая?) – ударяясь, обозн. добав. действие предмета, т.е. – деепр.
II. Н.ф. – ударяясь, пост. призн.: н.в., возвр.; непост. призн.: не изм.
III. Шумят (как?) ударяясь – обст.
III. Синтаксическая роль: обстоятельство Образец разбора.Волны шумят, ударяясь о скалы.I. Шумят (что делая?) – ударяясь, обозн. добав.

Слайд 11Как образуются деепричастия?
Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов:

Как образуются деепричастия?Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов:

Слайд 12Как образуются деепричастия?
Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов:

Как образуются деепричастия?Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов:

Слайд 13Закрепим.
Образуйте возможные формы деепричастий сов. или несов.в., поставив глаголов в нужное

время, выделяйте ^.
Глаг. несов. в.: радовать, грохотать, беречь, бегать, бежать, пахнуть, быть, признавать, писать, замерзать, мёрзнуть, волноваться, купаться, встречаться, шить, ждать.
Глаг. сов. в.: вынести, развеять, развить, сберечь, запереть, запрячь, встретить, сесть, увести, сбежать, запыхаться, остаться, сплести, найти, услышать, влезть.
Укажите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

Закрепим.Образуйте возможные формы деепричастий сов. или несов.в., поставив глаголов в нужное время, выделяйте ^. Глаг. несов. в.:

Слайд 14Работа с текстом.


Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Черная его грудь стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья и подкрыльев, и крикнул: «Чуф! Ши!»
Найдите в тексте слова, которые обозначают действия тетерева. К какой части речи они относятся?
Выпишите по схеме: подлеж. + сказ. с деепричастием, выделите ^ деепричастий, укажите их вид.

Работа с текстом.            Тетерев сел на

Слайд 15
По рисунку составьте предложения

(средний уровень) или связный текст-сочинение (высший уровень). Обязательно используйте деепричастия, укажите их вид, выделите суффиксы, подчеркните как член предложения.
По рисунку составьте предложения (средний уровень) или связный текст-сочинение (высший

Слайд 17 По рисунку составьте предложения (средний уровень) или связный текст-сочинение (высший уровень).

Обязательно используйте деепричастия, укажите их вид, выделите суффиксы, подчеркните как член предложения.
По рисунку составьте предложения (средний уровень) или связный текст-сочинение (высший уровень). Обязательно используйте деепричастия,

Слайд 18
По рисунку составьте предложения (средний уровень) или связный текст-сочинение (высший уровень).


Обязательно используйте деепричастия, укажите их вид, выделите суффиксы, подчеркните как член предложения.
По рисунку составьте предложения (средний уровень) или связный текст-сочинение (высший уровень). Обязательно используйте деепричастия, укажите их вид,

Слайд 19Деепричастный оборот
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами.
Одиночное деепричастие и деепричастный

оборот выделяются в речи выделительной интонацией, а на письме – запятыми.
Найдите деепричастие или деепричастный оборот, прочитайте, соблюдая выделительную интонацию, запишите, расставив запятые, выделите оборот графически:


Юнга , I заметив (что?) уютную бухту I , подал сигнал.

х


_ . _ . _ . _ . _ . _ ._ ._ ._ ._ . _

________
________

Что сделав? Когда?

^


деепр.

з.с.

Мать недоумевая улыбалась.

Приближаясь к берегу бригантина замедляла ход.

Деепричастный оборотДеепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами.Одиночное деепричастие и деепричастный оборот выделяются в речи выделительной интонацией,

Слайд 20И днём и ночью солдаты окружённые в болотистых лесах Белоруссии отрезанные

от всего мира преодолевая невероятные трудности вели жестокие бои с фашистами.
Спиши, объясняя выделенные орфограммы, расставь пропущенные запятые, выполни пунктуационный разбор.
В ре.кие часы затиш.я, закончив б.и, п.хотинц., стараясь согрет.ся, л.жились на х.лодн.й з.мле т.снее друг к дугу и, (не) зам.чая зудения (не) сносных комаров, проваливались в бе.покойный сон, (не) сп.савший от см.ртельн.й устал.ст..
Спиши, вставив и объяснив пропущенные орфограммы, графически объясни знаки препинания.

Упражнение

И днём и ночью солдаты окружённые в болотистых лесах Белоруссии отрезанные от всего мира преодолевая невероятные трудности

Слайд 21Внимание: не попади в омут!
Добавочное и основное действие совершаются одним лицом,

т.е. и глагол-сказуемое, и деепричастие должны относиться к одному подлежащему.
Отвечает ли этому правилу предложение:


Выбери правильный вариант, объясни и запиши:
Объясни допущенную ошибку и исправь её.

Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.

1. Дойдя до реки, … а) нами овладела усталость;
б) мы устроили привал.
2. Набирая скорость, … а) поезд приближался к
перевалу; б) за окном мелькали берёзы и сосны.

Прочитав повесть, она мне понравилась.
Посмотрев спектакль, герои мне запомнились.

Внимание: не попади в омут!Добавочное и основное действие совершаются одним лицом, т.е. и глагол-сказуемое, и деепричастие должны

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть