Слайд 1ЧИСТОПИСАНИЕ
Гг га го гя ги
ге гу гореть
Соберите пословицу и объясните орфограммы:
Гл . за, руки, а, делают, б . ятся.
(Глаза боятся, а руки делают)
Слайд 2Первая буква обозначает парный согласный звук к звуку [ к].
Вторая буква
– глагольный суффикс прошедшего времени.
Третья буква обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове картина.
Четвертую букву пишем на конце слова плуг.
Пятая буква – окончание глагола прошедшего времени в среднем роде.
Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук.
Ответ – глагол
- Чему будет посвящен сегодняшний урок?
- Какие орфограммы мы будем повторять, какие умения закреплять?
Составьте слово , которое будет ключевым
на сегодняшнем уроке
Урок обобщения по теме «Глагол»
Слайд 4
Цель: обобщить полученные знания о глаголе.
Задачи: - закреплять знания о постоянных
и непостоянных грамматических признаках глагола;
- развивать орфографическую зоркость и формировать навык грамотного письма, развитие каллиграфического навыка;
- работать над культурой выразительностью речи;
- развивать интерес к родному языку;
- развивать речь, внимание, память, умение анализировать, делать выводы.
Слайд 5ИГРА: «УЗНАЙ ЧАСТИ РЕЧИ»
Запишите данные слова в 3 столбика:
цвет
поздравит
яркий
удивлять
белила
красота
радостные
солнечная
Слайд 6ВАРИАНТЫ:
В каком случае слово “ белила” – это глагол,
а в каком – существительное?
Пример:
– Мама белила потолок. В этом случае “белила” –это глагол.
– Для ремонта купили белила. Здесь - существительное.
– Как называются такие слова?
– Приведите свои примеры.
(ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло и др.)
Слайд 7ВСТАВЬТЕ СЛОВА
Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк. _____________, а
кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы.
Слова для справок: жужжат, зеленею..т, зажелтеют, стоишь, посмотр…шь, расцвета…т, журчит, вдыха…шь.
Слайд 8ПРОВЕРКА
Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом
всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)
Как правильно написать окончание у глаголов?
Слайд 9РАБОТА В ПАРАХ
Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради.
Проверка
Можно
распределить слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени.
Выписать глаголы 2-го и 3– го лица, сгруппировать их по спряжениям.
Можно выписать глаголы с приставкой и без неё.
Можно написать глаголы в форме единственного и множественного числа.
Слайд 10ВОПРОСЫ
Назовите глаголы, обозначающие цвет.
– Какие из слов передают звуки леса?
– Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?
– Посмотрим, есть ли среди вас такие.
– Напишите самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными.
– Укажите морфологические признаки одного глагола.
(Проверка)
Слайд 12ГЛАГОЛ
- Назовите начальную форму глагола.
-На какие вопросы отвечают?
-Какие суффиксы знаете?
Назовите постоянные и непостоянные признаки. Я читаю предложение, а вы договорите:
1. НЕ с глаголами пишется….
2. У глаголов нет……..
Слайд 13ГЛАГОЛ
Совершенный вид Несовершенный вид
(что сделает?) ( что делает?)
Изменение глаголов
по числам по временам
ед.ч мн.ч наст.в буд.в прош.в
по лицам по родам
1 л. 2 л. 3 л.
м.р ж.р ср.р
Слайд 14САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1)Составить синквейн о глаголе.
2)Определим спряжение. Для этого выполним упражнение «График».
( на листочках)
Задание выполняем по вариантам. Читаем слово и отмечаем точкой его на графике.
1.В.
смотрит , строишь , едем , думает, красит , бегаешь ,чертит ,сияет ,ругает
зеленеет.
2.В.
Вертят, рубишь, мокнет, откроет, возит, бреет,схватит ,плавает ,делает ,оденут.
Слайд 16СПИШИТЕ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ
БУКВЫ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ:
1 группа:
Списать и определить спряжения глаголов;
Вырастает первая тра…ка. Появляются первые цветоч…ки.
Летят с юга перелётные птицы. Мы слыш…м их радос…н…. пение.
2 группа: Списать и определить лицо глаголов;
Снег та..т и больше (не) пада…т. Уход..т зимн… х…л…да.Со…нце хорошо пригрева….т землю.
3 группа: Списать и определить число глаголов.
Зима и в…сна несколько недель спор….т друг с другом. Но вот весна поб….жда…т, гон…т зиму.
Проверка выполненного.
На какие правила встретились слова?
Слайд 17ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Удалось ли нам обобщить
знания о глаголе?
– Какое
задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила.
Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.
Слайд 18ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
У вас есть возможность самим придумать задание к тексту.
Ярко свет..т
солнце и гре..т землю. На траве сия..т, перелива..тся роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлека..т насекомых. Птицы, звери раду..тся тёплым лучам.