Слайд 1Урок на тему: « Проблема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Подготовила
учитель русского языка и литературы СОШ № 1 г.Сертолово, Ленинградской области
Соловьева Елена Владимировна
Слайд 2Н. В. Гоголь
«Шинель»
Тема «маленького человека» в повести
Слайд 3Эпиграф
Весь мир против меня:
Как я велик!…
М.Ю.Лермонтов
«Все мы вышли
из «Шинели»
Гоголя»
Ф.М. Достоевский
Слайд 4Цель:
Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
выявить
авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
Слайд 5Зачем же изображать бедность…
и несовершенства нашей жизни,
выкапывая людей из жизни,
из отдалённых
закоулков государства?
…нет, бывает время, когда иначе
нельзя устремить общество и даже
поколение к прекрасному, пока
не покажешь всю глубину его
настоящей мерзости
Н.В. Гоголь
Слайд 6Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен
от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».
Слайд 7Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой.
- Может
ли быть душа мёртвой?
- Нет, душа бессмертна.
- Ну а если она “мёртвая”, значит, закрыта для света, любви, добра. Такие “мёртворождённые” персонажи населяют гоголевскую поэму. Противовеса им писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй том “Мёртвых душ”. Сознание этого доводило Гоголя до безумия.
Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.
Слайд 8“Петербургские повести”
новый шаг в развитии русского реализма.
В этот цикл входят
повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”.
Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами.
Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях.
Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
Слайд 9«Маленький человек»
- это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми,
и если можно так сказать, судьбой), жалкий.
- В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью».
Слайд 10Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.
А. С. Пушкин
“Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего.
А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты.
Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).
Слайд 11Сюжет повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Слайд 12 Какова главная тема повести “Шинель”?
Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни;
тема “маленького человека”.
Слайд 13 А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько
рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”.
Слайд 14Как подчеркивается типичность героя и ситуации?
“…служил в одном департаменте”, “…когда и
в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.
Слайд 15Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.
Имя “Акакий” в переводе
с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…
Слайд 16В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники
посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…
Слайд 17Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради
этого?
Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.
Слайд 20Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест
против несправедливости
Слайд 21С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
Башмачкин умирает не из-за кражи
шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.
Слайд 22Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка;
заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…
Слайд 23К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные
рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:
“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.
Слайд 24Синквейн
1 строка: Кто? Что? (1 сущ.)
2 строка: Какой? (2 прилаг.)
3
строка: Что делает? (3 глагола)
4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 сущ.)
Слайд 25Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос “Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в
повести “Шинель”?