Презентация, доклад на тему Урок литературы в 12 классе 2 вида

Содержание

Родители А.П. Платонова

Слайд 1


Слайд 2Родители А.П. Платонова

Родители А.П. Платонова

Слайд 4Жизнь Андрея Платонова была недолгой и нелегкой, а слава пришла к

нему лишь после смерти. В. Васильев сказал об этом писателе: "Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время".
Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. "У нас семья была ... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же ... не мог кормить такую орду", - писал он впоследствии в своих воспоминаниях.
Жизнь Андрея Платонова была недолгой и нелегкой, а слава пришла к нему лишь после смерти. В. Васильев

Слайд 5Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году, вновь пошел

учиться - в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."
После окончания Гражданской войны Андрей Платонов поступил в Политехнический институт. После его окончания в 1926 году он работает губернским мелиоратором, заведует работами по электрификации сельского хозяйства, но не расстается и с литературной деятельностью.
Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. Но

Слайд 622-летний Андрей Платонов, как ведущий инженер, в самом центре. Открытие электрической

станции в совхозе «Рогачёвка»
22-летний Андрей Платонов, как ведущий инженер, в самом центре. Открытие электрической станции в совхозе «Рогачёвка»

Слайд 7Вторая книга Андрея Платонова, сборник "Голубая глубина", была составлена из его

дореволюционных и послереволюционных стихов.
Однако талант писателя в полной мере проявился все-таки в прозе. После его переезда в Москву в 1927 году выходит в свет книга, сборник повестей "Епифанские шлюзы", с которой начинается его карьера как профессионального литератора. В ней были собраны произведения, в разное время выходившие в газетах и журналах.
Поначалу писательская судьба складывалась удачно: его заметила критика, одобрил Максим Горький. Причем отзывы последнего касаются как раз Платонова-сатирика: "В психике Вашей, - как я воспринимаю ее, - есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия".
Вторая книга Андрея Платонова, сборник

Слайд 8После сборника "Епифанские шлюзы" одна за другой вышли книги "Сокровенный человек"

(1928) и "Происхождение мастера" (1929). Однако фортуна отворачивается от него после того, как рассказ "Усомнившийся Макар" получил резко отрицательную оценку Сталина. Издательства по идеологическим соображениям отклоняют его произведения.
Следующая книга, "Река Потудань", появилась лишь в 1937 году. В нее вошли рассказы "Июльская гроза", "Фро", "Река Потудань", "На заре туманной юности", "В прекрасном и яростном мире" и др., основными темами которых были любовь, счастье, самопожертвование ради светлого будущего - обычные общечеловеческие мотивы.
После сборника

Слайд 9В 1931-1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности

и продолжает писать. Появляются пьеса "Высокое напряжение", повесть "Ювенильное море" (1931), неоконченный роман "Счастливая Москва" (1933-1934) о судьбе девушки по имени Москва, красавицы, считающей себя счастливой, и ставшей калекой, попав на строительство метрополитена.
В 1934 году писатель вместе с группой коллег едет в Туркмению. После этой поездки появились повесть "Джан", рассказ "Такыр", статья "О первой социалистической трагедии" и др.
В 1936-1941 годах Платонов выступает в печати в основном в качестве литературного критика. Под разными псевдонимами он печатается в журналах "Литературный критик", "Литературное обозрение" и др.. Работает над романом "Путешествие из Москвы в Петербург" (рукопись его была утеряна в начале войны), пишет детские пьесы "Избушка бабушки", "Добрый Тит", "Неродная дочь".
В 1931-1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности и продолжает писать. Появляются пьеса

Слайд 10С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу,

где выходит сборник его военных рассказов "Под небесами Родины". В 1942 году он добровольцем уходит на фронт рядовым, но вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом "Красной звезды". Платонов заболевает туберкулезом, но не оставляет службу вплоть до 1946 года. В период войны отдельным изданием трижды выходил его рассказ "Одухотворенные люди", были напечатаны еще три сборника прозы: "Рассказы о Родине", "Броня" (1943), "В сторону заката солнца" (1945).
В конце 1946 года был напечатан один из лучших рассказов Платонова - "Возвращение", который существенно повлиял на судьбу писателя. В нем автор на примере "семьи Иванова" (таково первоначальное название) исследовал те изменения, которые происходили в жизни людей в послевоенное время. Рассказ этот был без всяких оснований признан клеветническим и положил конец прижизненным публикациям писателя.
С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу, где выходит сборник его военных рассказов

Слайд 11В конце 1940-х годов, лишенный возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом,

писатель занимается обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в некоторых детских журналах.
Несмотря на болезнь и нищету, в последние годы жизни писатель продолжает много и упорно работать. Главные герои произведений - "одухотворенные люди", которым присущи спокойное достоинство, упорство, инициативность. Любимые мотивы писателя - "свет жизни" и "память сердца", так необходимые человеку для его нравственного созревания и совершенствования.
Последнее произведение писателя, пьеса "Ноев ковчег", осталось незаконченным.
Писатель умер 5 января 1951 года в Москве.
Его частичное возвращение к читателю состоялось лишь в конце 1950-х годов, а возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам представилась совсем недавно - с конца 1980-х годов.
В конце 1940-х годов, лишенный возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, писатель занимается обработкой русских и башкирских

Слайд 16Памятник Платонову А.П. в г. Воронеже

Памятник Платонову А.П. в г. Воронеже

Слайд 18Главный герой повести “Сокровенный человек” (для названия взят библейский эпитет) —

Фома Пухов, человек, живущий с надеждой, сочувствующий другим людям. Он терпеливый, наивный, “сокровенный” человек. Машинист Пухов, забыв смысл своего бытия, становится странствующим героем, и только сочувствуя и понимая людей, он находит истину.
Главный герой повести “Сокровенный человек” (для названия взят библейский эпитет) — Фома Пухов, человек, живущий с надеждой,

Слайд 19 Писатель понимает, что душевный свет, прежде чем разлиться сильным и

ясным потоком, должен пройти множество преград, человек должен родиться и возродиться, сокровенное должно раскрыться, стать откровением человеческой души. Во многих произведениях этот нравственный сюжет выражен в самом заглавии: «Сокровенный человек», «На заре туманной юности», «Возвращение», а название повести «Джан» Платонов переводит не обычным словом «душа», а на свой манер: «душа, которая ищет счастье».
И еще. В произведениях Платонова нет «простых», то есть примитивных, людей. Он и сам был человеком, много раскрывший в себе, тихим, сосредоточенным и неожиданным, всю жизнь работавшим над собой и «обдумывающим мир».
Писатель понимает, что душевный свет, прежде чем разлиться сильным и ясным потоком, должен пройти множество преград,

Слайд 20И еще. В произведениях Платонова нет «простых», то есть примитивных, людей.

Он и сам был человеком, много раскрывший в себе, тихим, сосредоточенным и неожиданным, всю жизнь работавшим над собой и «обдумывающим мир».
«Они были не известны сами себе», — пишет Платонов о крестьянских парнях из северных русских губерний, пришедших в конце гражданской войны к берегам Крыма освобождать республику от Врангеля, и только в революции «они жили полной общей жизнью с природой и историей, — и история бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». В этих строчках из «Сокровенного человека» — повести о гражданской войне, выразилась главная платоновская гуманистическая мысль: участие в деле, труде открывает человеку самого себя, соединяет его с историей, человечеством. Такой путь от одинокой безвестности, бесприютности в мире проходит глав¬ный герой повести Фома Пухов. Ему долго мешает привычка «жить зря и бестолково».
И еще. В произведениях Платонова нет «простых», то есть примитивных, людей. Он и сам был человеком, много

Слайд 21Об этом поколении, о поколении Пухова, А. Платонов писал: «Они еще

не знали ценности жизни, и поэтому им была не известна трусость. Из детства они вышли в войну, не пережив ни любви, ни наслаждения мыслью...»
Много разных и трудных событий переживет еще Пухов и такие, как он, но без них просто немыслимо представить себе время, о котором пишет Платонов.
Вклад таких «сокровенных людей», как Пухов, в жизнь, в дело, которым они занимаются, — неоценим. В жизни всегда будут нужны «сокровенные люди». Так утверждает в своих произведениях писатель Андрей Платонов, и он прав
Об этом поколении, о поколении Пухова, А. Платонов писал: «Они еще не знали ценности жизни, и поэтому

Слайд 23Своим построением повесть «Впрок» (1930) напоминает вторую часть «Чевенгура» - тот

же принцип путника-наблюдателя. Но ситуация, которая описана в повести, относится к 1930 г., т.е. к периоду сплошной коллективизации, тогда как существование и гибель Чевенгура можно отнести к началу 20-х годов. Построена повесть в форме «хроники-очерка» с деловыми отступлениями о состоянии угодий и пахотных земель Острогожского уезда, с рекомендациями, где можно дополнительно добыть воду для земли на водоразделах. Эта проблема волновала и Сашу Дванова: тучные земли, заросшие бурьяном. В краткой авторской характеристике путника, свидетеля «героических, трогательных и печальных событий», сказано, что «он способен был ошибиться, но не мог солгать».
В художественном плане повесть представляет собой сочетание деловитости и сухости стиля мнимого очерка с гротескным изображением отдельных персонажей. Автор описывает уродливые формы перегибов и «разгибов» в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и «дураков».
Своим построением повесть «Впрок» (1930) напоминает вторую часть «Чевенгура» - тот же принцип путника-наблюдателя. Но ситуация, которая

Слайд 24В повести ярко выражены классические традиции, без всяких натяжек можно сказать,

что Платонов строит свой сюжет по Гоголю, автору «Мертвых душ», причем также по нарастающей тенденции, начиная с доброго мечтателя-фантазера Кондрова с его электросолнцем. Но Щекотулов и Упоев больше похожи в своих решительных действиях на героев Салтыкова-Щедрина. В повести сохраняется особая атмосфера платоновского гуманизма, в ней нет презрения и злобы к людям, есть душевное тепло, лукавый юмор. В повести последовательность эпизодов логически объяснима, все персонажи связаны в определенную систему, ни один не повторяет другого, в каждом выделена наиболее характерная, доминирующая в поступках и словах черта.
В повести ярко выражены классические традиции, без всяких натяжек можно сказать, что Платонов строит свой сюжет по

Слайд 25 Платонов был в эпицентре схватки и знал, кого защищать и

чью сторону принимать. Уместно привести слова самого Платонова, сказанные им о сатире: «И сатира должна обладать зубами и когтями, ее плуг должен глубоко пахать почву, чтобы на ней вырос впоследствии хлеб нашей жизни, а не гладить бурьян по поверхности. Сатира должна остаться великим искусством ума и гневного сердца, любовью к истинному человеку и защитой его».
Платонов был в эпицентре схватки и знал, кого защищать и чью сторону принимать. Уместно привести слова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть