Слайд 1«Я хочу быть понят своей страной, а не буду понят –
что ж…»
Владимир Владимирович Маяковский
7 июля 1893-
14 апреля 1930
Слайд 2«ФУТУРИЗМ»
Просмотр видео с сайта ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Слайд 4Группа футуристов.
Слева направо:
А. Кручёных,
Д. Бурлюк,
В. Маяковский,
Б. Лившиц,
позади
Н. Бурлюк.
1913. Фото.
Слайд 5В стихах молодого Маяковского поражало необычайное содержание, ошеломляющая поэтическая новизна –
то, что отпугивало современную ему критику, не способную понять и объяснить эту новизну. Поражала фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность, в которой сближались далёкие друг от друга понятия и вещи. (Слезают слёзы с крыши в трубы,// к руке реки чертя полоски;// а в неба свисшиеся губы// воткнули каменные соски.// («Кое-что про Петербург»)
Это производило разное впечатление: одних раздражало, других смущало, третьих восхищало… Маяковский хотел быть поэтом толпы.
Стих Маяковского всегда активен, рассчитан не только на сочувствие, но и на соучастие читателя. Сила лирики, по Маяковскому, в её заряженности большим чувством, большой идеей. Поэт не рассказывает, не сообщает – он убеждает, доказывает.
Слайд 7В. Маяковский. Москва. 1918.
Слайд 8К 1918 относятся опыты Маяковского в области кино (всего снято три
фильма, полностью сохранился один – Барышня и хулиган; Маяковский выступил в роли сценариста, режиссера и актера). Впоследствии Маяковский неоднократно писал киносценарии, часть которых – Трое, Октябрюхов и Декабрюхов – была реализована.
Слайд 9В 1919–1922 Маяковский сотрудничал как художник и автор текстов, а затем
и руководил мастерской по изготовлению так называемых «Окон РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – плакатов, предназначенных для вывешивания в витринах пустующих магазинов и отражающих злободневные политические и военные события.
Слайд 12К детской литературе Маяковский обратился в 1918 г. Но 1926-1929 -
годы плодотворной писательской работы Маяковского для детей.
Ему удаётся написать в год три-четыре стихотворения о героике борьбы со стихией, о разных странах света, о человеке-труженике, о выборе юношеством профессии. В основе большинства детских произведений Маяковского – проблемы социальные. И важнейшая среди них – проблема труда.
Разнообразны жанры детских стихов: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др. Для всех стихов характерна разговорная интонация, богатство используемой лексики: живая речь взрослых и детей, диалектизмы, просторечия, новые слова, рождённые эпохой (пролетарий, буржуй) и авторские неологизмы (море синеволное).
«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» (1925)
«Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925)
«Эта книжечка моя про моря и про маяк» (1926)
«Конь – огонь» (1927)
«Кем быть?» (1928)
«Песня – молния» (1929) и др.
Слайд 15Произведения В. Маяковского изданы в СССР 1198 раз на 85 языках
общим
тиражом 143, 9 миллиона экземпляров. За рубежом книги
В. Маяковского выходили более 500 раз на 45 языках.
Слайд 16В чём заключалось поэтическое новаторство В.В.Маяковского?
Учебник
Стр.412-413
Поэзия – это то, что
заставляет жить. Это труд.
Маяковский – поэт-новатор: новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов.
Словотворчество, звукопись, рубленая строка стихотворения (лесенка), метафоричность отличают его творчество .
Слайд 17 Споры о судьбе и творчестве поэта не утихают до сих
пор. Ясно одно: Маяковский – одна из оригинальнейших, ярких творческих фигур xx века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию xx века.
Слайд 18Домашнее задание
Прочитать стихотворение В.Маяковского
«Сергею Есенину»
Хрестоматия с.415.
Слайд 19Тестирование
1.К какому литературному течению принадлежал Маяковский?
1-футуризм
2- акмеизм 3 эгофутуризм
2. Какой приём использует Маяковский в следующем примере?
(Гриб./ Грабь./ Гроб./ Груб.)
1-метафора 2-аллитерация 3-сравнение 4-эпитет
3.Стихотворением, громко заявившим о рождении поэзии революции, явилось стихотворение Маяковского:
1- «Левый марш» 2- «Юбилейное» 3- «Прозаседавшиеся»
4.О какой из своих поэм Маяковский сказал: «Четыре крика четырёх частей»?
1- «Левый марш», 2- «В.И.Ленин» 3- «Хорошо!» 4- «Облако в штанах»
5.Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:
1.Художественный приём намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.
2.Один из тропов, художественное преувеличение.
3.Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
6.О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал в произведении
1- «Письмо Татьяне Яковлевой» 2- «Во весь голос» 3- «О дряни» 4- «Хорошо!»
Слайд 21Василий Каменский
В. Каменский. Рисунок
В. Маяковского. 1913.