Слайд 1«Образ русской женщины
в искусстве и литературе»
Слайд 2Образы женщины в русском фольклоре
Богородица
Мифическое существо
Языческое божество
Слайд 3Иллюстрации Ивана Билибина
Образы женщины в русских народных сказках
Слайд 4 "Владимирская богоматерь", написана в XII веке.
Это типичное произведение средневекового искусства.
Сын тянется к матери, обнимает ее, вопрошает по-взрослому осмысленным взглядом. Мать отвечает спокойным наклоном головы, она прильнула к его щеке, но не смотрит на сына. Она смотрит на зрителя, как бы обращая его внимание на того, кого она боготворит своей любовью, но не в силах спасти.
Слайд 5«Слово о полку Игореве»
плач Ярославны
В древнерусской литературе описана женщина-героиня –Ярославна из
«Слова о полку Игореве», которую Е.Осетров, исследователь древнерусской культуры, знаток древнерусской литературы, назвал «прекрасной, трогательной, героичной». Плач Ярославны был слышен в Путивле, на городской стене.
Слайд 6Ф. Рокотов
"Портрет неизвестной в розовом платье"
Слайд 7Ф. Рокотов "Портрет А.П. Струйской"
Слайд 8И. Аpгунов "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме"
Слайд 9Д. Левицкий «Поpтpет Екатеpины II в виде законодательницы в храме богини
Правосудия»
Слайд 10Д. Левицкий "Портрет Г.И. Алымовой"
Под влиянием идей французского Просвещения Екатерина II
сама составила программу воспитания "идеальной дворянки".
Слайд 11Ф. Боровиковский "Портрет Великой княжны"
Классицизм предписывал при изображении женщин величественно скромную
одежду греческих богинь. Ткани естественно облегали стан, поэтому легко было придать изящество позе. Подчеркнутая простота одежды давала художникам возможность уделить особое внимание пластическому совершенству шеи и рук.
Слайд 12О.Кипренский "Портрет Н.В. Кочубей"
Слайд 13Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Художник Кипренский
«Бедная Лиза»
Слайд 14 Портреты К. Брюллова
В парадных портретах Брюллова изображены светские красавицы
среди роскошной обстановки, в пышных нарядах. В их бледных красивых лицах - аристократическая надменность, уже нет простоты и сердечной отзывчивости, свойственной женщинам на портретах романтической эпохи.
Слайд 15 В. Тропинин "Кружевница"
А. Венецианов "Крестьянка с бабочками"
Слайд 16Образ женщины- «смиренницы» в литературе XIX века
Ф.М. Достоевский
И.С. Тургенев
Слайд 17В. Борисов-Мусатов "Водоем"
В водоеме в летний день отражаются небо и деревья.
У воды тоскуют о чем-то печальноокие женщины. Одна сидит, другая стоит подле. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. И тихая гладь пруда, и мечтательные призраки женщин, и неподвижные деревья заворожены тайной бытия. Старый волшебник Время заколдовал все. Все женщины стали спящими царевнами. И никто живой не проникнет в заколдованный сад. Память о прежнем овеяла нежной сказкой реальные видения. И мнится, что и природа, и люди - застывший сон. Какой-то особенной жизнью тихого, почти небывалого спокойствия охватывает эта картина. Погруженные в созерцание своих видений, женщины Борисова-Мусатова словно не могут очнуться от сна.
Слайд 18М. Врубель "Гадалка"
В "Гадалке" выражено интимное лирическое начало. В сложнейших переливах
тона и цвета, в ударах багрового и коричнево-черного орнамента слышатся какие-то глухие звенящие, завораживающие звучания, которые как бы передают вибрацию души женщины, ее тайну. Создавая определенное настроение вся живопись символизирует ее внутренний мир, пространство ее души.
Слайд 19К.Малевич "Девушка с красным гребнем"
Любопытна картина крупного русского авангардиста Казимира Малевича
"Девушка с красным гребнем". Здесь художник не пишет, а будто бы лепит, воссоздает с помощью мелких спаянных мазков хрупкий и очень жесткий облик, в котором нет ничего сиюминутного, индивидуального, телесного. Женский образ Малевича неконкретен, универсален, но несмотря на это в картине чувствуется внутреннее напряжение и драматизм, а может быть, даже и трагизм.
Слайд 20 К. Петров-Водкин "Мать"
Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок среди
которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих. Это - гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей - раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это - возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.