Слайд 1Тема: Кораническая тема в стихотворениях русских поэтов XIX века, их сходство
и отличие: А.С. Пушкин Подражание Корану. IX. «И путник усталый на Бога роптал…»; М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».
Слайд 2Сообщение ученика о поэте и произведении.
А.С. Пушкин. Подражание Корану.
IX. «И
путник усталый на Бога роптал…»
После Южной ссылки Александр Пушкин был вынужден провести почти два года под домашним арестом в родовом поместье Михайловском. Единственным развлечением 26-летнего бунтаря стали визиты к соседям в Тригорское, которое располагалось неподалеку от Михайловского. Пушкин любил беседовать с хозяйкой поместья Прасковьей Александровной Осиповой на различные темы, включая религиозные. Именно Прасковье Осиповой после поэт посвятил свое стихотворение «Подражание Корану», написанное в 1824 году, состоящее из девяти отдельных глав. Пушкин принимал любую веру, и с уважением относится к людям набожным.
Споры с Прасковьей Осиповой, которая была очень набожным человеком, натолкнули Пушкина на идею изложить свои взгляды в стихотворной форме. Причем, избрал он для этих целей именно мусульманство как более жесткую и непримиримую религию, в которой человеку как таковому отводится второстепенная роль, что является прекрасным инструментом для манипулирования его сознанием.
Слайд 3М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ТРИ ПАЛЬМЫ»
ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ
Лермонтов очень рано
остался без мамы. Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Его воспитанием занималась бабушка, которая не поладила с отцом, и отец был вынужден расстаться с сыном. Ссора двух самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Позже он писал: «Ужасная судьба отца и сына – жить розно и в разлуке умереть».
Бабушка – богатая помещица – Елизавета Алексеевна Арсеньева души нечаяла во внуке, исполняла все его желания, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии, дала ему прекрасное образование.
Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".
Слайд 4Когда заходит речь о поэзии, то мы сначала вспоминаем Пушкина, а
потом Лермонтова. Ведь поэзия Лермонтова чем-то схожа с пушкинской, даже названия некоторых произведений одинаковые, хотя чувства, вложенные в эти произведения, разные.
В стихах Лермонтова чувствуется горечь, одиночество. Он видит все в каком-то сером цвете, как будто он утратил надежду на лучшее. А у Пушкина все по-иному. В его стихах много любви и надежды. Он верил в светлое будущее.
Встречи с миром Ислама произошли у Пушкина и Лермонтова во время их путешествия по Северному Кавказу. Они видели памятники культуры мусульман, вслушивались в их молитвы, наблюдали за традициями и обрядами, восхищались природой Кавказа.
Пушкин и Лермонтов. Мир ислама.
Слайд 5ЦЕЛЬ:
знать краткие биографические данные о поэтах, содержание стихотворений, значение
литературных терминов; уметь анализировать, сравнивать, определять основную мысль произведений, изобразительно - выразительные средства.
Слайд 6Словарь терминов
Коран – это священная книга мусульман, запечатлённые письменно проповеди пророка
Мухаммеда, иногда прямая речь самого Аллаха.
Баллада - стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, где реальное нередко сочетается с фантастическим.
Аллитерация — (лат. аl – к, при + lirera – буква) - повтор одинаковых согласных в стихотворении, придающий ему особую звуковую выразительность.
Антитеза – (гр. Antithesis- противоречие, противоположение) – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления.
Слайд 7М. Ю. Лермонтов
«Три пальмы»
восточное сказание
Слайд 8Словарная работа
АРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ- Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной
Нила и Красным морем, находится в Египте.
АРАБЫ -народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки.
РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).
ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.
ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.
ВОРОНОЙ - О масти животных: черный.
ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.
ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.
УРО́ЧНЫЙ -установленный, определенный, условленный
ПРОРОК - в религии: избранник Бога на земле.
Слайд 9 Тема -
Идея -
материал, положенный в основу произведения; то, что изображается
в произведении, в том числе чувства, состояние человека.
основная мысль, заключённая в художественном произведении
Слайд 10В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними
из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
(восточное сказание)
Слайд 11И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились,
чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"
Слайд 12И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком
раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
Слайд 13И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на
дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
Слайд 14Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины
звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Слайд 15Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И
пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Слайд 16Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом
печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
Слайд 17И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с
гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Слайд 18Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Слайд 20Допиши предложения
Без пользы в пустыне …
В тени их …
По корням упругим …
Одежду их сорвали …
Изрублены были …
И ныне всё …..
Слайд 21Выпишите изобразительно - выразительные средства из баллады
Эпитеты ________________________
Олицетворения __________________
Аллитерация ____________________
Антитеза _______________________
Слайд 22Напишите письмо к людям, которые уничтожили пальмы.
Слайд 24Проверь!
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,..
В тени их веселый
раскинулся стан.
По корням упругим топор застучал,
Одежду их сорвали малые дети,..
Изрублены были тела их потом,..
И ныне все дико и пусто кругом - ..
Слайд 25Проверь
Эпитеты - ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, знойных лучей,
летучих песков, звучный ручей, песок золотой, веселый стан, махровою главой, печальный пепел, гремучий ключ.
Сравнения- люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» конь - «и прыгал, как барс, пораженный стрелой».
Аллитерация - при описании рубки пальм использована аллитерация звуков … сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал, одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их потом ..
Антитеза. Первая и последние строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.
Слайд 26Письмо, например:
Человек! Думай о том, что ты делаешь. Почему ты не
думаешь о том, что останется после тебя, почему ты губишь природу.
Ты должен жить с гармонии с природой, должен любить и охранять природу.
Ведь, уничтожая природу, ты разрушаешь себя.
Слайд 27А. С. Пушкин
IX заключительное стихотворение цикла «Подражание Корану»
(1825).
Жанр — притча.
Слайд 28Словарная работа
Притча – это рассказ с выводом и моралью.
Алкал – просил,
жаждал
Очи – (устар.) глаза
Кладез (устар.) – колодец
Зеницы (устар.) – глаза, зрачок
Долее (устар.) – дольше
Истлела – исчезла
Глава (устар.) – голова
Зыблется – держится
Младость (устар.) – молодость
Дале (устар.) - дальше
Слайд 29Чтение по ролям
Чтение 3 и 4 строфы.
Автор
(учитель)
Путник (Светлана)
Неведомый глас
(Алина)
Как вы думаете, с какой целью путнику было послано, такое испытание?
путник
возрождение
радость
победа добра
молодости
счастья
Диаграмма Венна
караван пальмы
неотвратимость вода(ручей, ключ)
грусть прохлада оазиса
победа пустыни, идут караван, путник
бесплодных песков прохлада успокаивает
неблагодарность
разрушение прекрасного
Слайд 33Я узнал, что …….
Больше всего мне понравилось…
Сегодняшний урок научил меня
……
Слайд 34Домашнее задание
подготовить рассказ о Магомете;
о ночи Аль –Кадра.
Слайд 35Оценки за урок
Выставление оценок