Слайд 1
УРОК-КВН "ЛЮБИ И ЗНАЙ РУССКИЙ ЯЗЫК"
Слайд 2Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она
трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Не составишь телеграмму.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи!
А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приучи,
Их привычки изучи!
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной
Будь внимателен, и только!
Будь старательным, и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Слайд 3ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД 5а и 5б КЛАССОВ
Слайд 5
1.“Рассыпанные буквы”.
Расставить буквы и
прочесть названия 10 животных:
ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ,
ЛЁСО,
ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК,
ЦУРИКА, ВОЦА.
Слайд 6
2. Расставьте ударение.
Алфавит, договор, звонит, красивее, каталог, щавель, свекла, столяр, торты, туфлями.
Слайд 7
3.“Удвоенные согласные”
Замените следующие словосочетания одним словом:
Товарищ по
работе.
Популярная игра на льду.
Спортивный бег.
Сотрудник газеты, журнала.
Рисунки в журнале, газете, книге.
Слайд 81. Каким фонетическим признаком объединены слова голубь, сыроежка, морковь, берег?
2. Каким фонетическим признаком объединены слова косьба, сделать, молотьба?
3. Когда буквы е,ё, ю, я обозначают два звука? Когда – один?
4. Перечислите непарные звонкие согласные, непарные глухие согласные звуки.
Слайд 10
1. Составить возможные слова от слова электростанция.
2. Произнести предложение “Я люблю
свой город” в разных интонациях (4 варианта).
3. Какое художественное изобразительное средство спряталось в этих клеточках?
Слайд 121. Наоборот.
Подобрать к словам антонимы. Первые буквы подобранных слов, если
их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам.
Широкий –
твёрдый –
старый –
скучный –
бесполезный –
неряшливый -
Слайд 132. Ответить на вопросы
Какую строчку не может прочитать ни
один учёный?
Каким ключом нельзя открыть замок?
В какой клетке не держат птиц и зверей?
Какой эпический жанр литературы обозначается человеческим именем?
Слайд 143. Загадки
По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых,
а она себе идёт.
Крылья есть, да не летает.
Ног нет, да не догонишь.
Слайд 15
На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
Всю жизнь
ходят в обгонку,
а обогнать друг друга не могут.
Слайд 16
Не взять меня и не поднять Не распилить пилой.
Не вырубить
и не прогнать
Не вымести метлой...
Но только мне придёт пора - Сама уйду я со двора.
Слайд 181. Что это?
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают.
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
Слайд 193. Найти объяснение каждому фразеологическому обороту.
Клевать носом; идти в ногу; вставлять
палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
Для справок: трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чё- то простом.
Слайд 20 Указать фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и
со значением “быстро”
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
Слайд 221. Прочитать стихи и указать, сколько раз встречается числительное СТО.
У
простого сторожа -
Часто в нём стоножка
Дорожит стоножка
И столичной ваксой
Вместо двух не просто
Сразу столько обуви
У простой стоножки
И у той стоножки опыт перенять!!!
Непросторный дом:
Бродит под столом.
Чистит 100 сапог.
Чистотою ног,
Вычистить все сто,
Не носил никто!
Стоит постоять
Слайд 232. Морфологические шарады.
Корень тот же, что и в слове сказка,
суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход.
Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.
Суффикс из слова руководитель, приставка из слова возможность, корень из слова пропитание.
Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный.
Слайд 24Ответьте на вопросы
Какой из шести падежей никогда не употребляется с
предлогом? А какой падеж без предлога не употребляется?
Перечислите по порядку пять дней недели, не называя их. Какая часть речи вам поможет?
Что было “завтра”, а будет “вчера”?
Составьте из двух предлогов домашнее животное.
Слайд 25 ТЕЛЕГРАММА
Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка
не пускала. Тогда она решила отправить телеграмму в санаторий родителям, а в ответ получила следующее:
БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.
Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?
Слайд 26
Творческое задание
Написать небольшой рассказ,
в котором все слова начинаются
с буквы
К.
Слайд 28Сравните предложения,
укажите грамматическую основу
Деревья покрылись пушистым снегом.
Ночью ветер злится
и стучит в окно.
Северный ветер несет свинцовые тучи , и в воздухе появляются белые снежинки .
Слайд 29Наступило утро, в лесу погасла последняя звездочка.
Первый луч солнца выглянул из-за
тучи, и снег на макушке сосны озарился розовым светом.
В воздухе закружились легкие снежинки, когда пробежал ветерок.
Как отличаются предложения по своему строению?
Слайд 30
Синтаксический разбор предложения.
Известный русский лингвист, академик Щерба однажды,
объясняя студентам, что даже без понимания лексического значения слов можно выяснить их грамматическое значение, привёл в пример одно предложение, которое вы сейчас должны разобрать по членам и определить, какой частью речи является каждое слово в нём:
ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БУДЛАНУЛА БОКРА И КУРДЯЧИТ БОКРЁНКА.
Слайд 31
Каждая команда должна разобрать по составу два слова, образованных
разными способами.
5а класс - удивительно , задерживаются,
5б класс - проваливаются, припорошило.
Слайд 33Конкурс выразительного чтения
Прочитайте наизусть стихотворение или отрывок из стихотворения, который выучили
в этом году по русской литературе
Слайд 34НАГРАЖДЕНИЕ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОГО ГОДА
Слайд 35Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
–
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
Слайд 36Спасибо всем
С уважением Исламова С.Х., учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Старокуручево