Презентация, доклад на тему Урок-исследование Какое место занимают близкие люди в творчестве М.Ю.Лермонтова?

Содержание

Цели урока1. Образовательные: Познакомить учащихся с произведениями М.Ю.Лермонтова, посвященными близким людям, с дневниковыми записями, письмами поэта и адресованными ему.2. Воспитательные: Формировать у учащихся способность к сотрудничеству, навык исследования, умение доказывать свою точку зрения.Стимулировать познавательную активность учащихся.Прививать

Слайд 1Урок-исследование
«Какое место занимают близкие люди
в творчестве М.Ю.Лермонтова?»

Урок-исследование«Какое место занимают близкие людив творчестве М.Ю.Лермонтова?»

Слайд 2Цели урока
1. Образовательные:
Познакомить учащихся с произведениями М.Ю.Лермонтова, посвященными близким людям,

с дневниковыми записями, письмами поэта и адресованными ему.

2. Воспитательные:
Формировать у учащихся способность к сотрудничеству, навык исследования, умение доказывать свою точку зрения.
Стимулировать познавательную активность учащихся.
Прививать любовь к русской литературе, культуру ведения диалога.

3. Развивающие:
Развивать у учащихся интерес и стремление к изучению документальных источников, касающихся классиков русской литературы.
Развивать положительную мотивацию учебной деятельности.

Цели урока1. Образовательные: Познакомить учащихся с произведениями М.Ю.Лермонтова, посвященными близким людям, с дневниковыми записями, письмами поэта и

Слайд 3Задачи урока

1. Формирование у учащихся навыка исследования как способа получения нужной

информации.
2. Ознакомление учеников с документальными источниками, воспоминаниями современников, дневниковыми записями и письмами М.Ю.Лермонтова.
3. Развитие умения учеников сопоставлять документальные свидетельства с образами отца, матери и бабушки, которые возникают в лирических произведениях М.Ю. Лермонтова, и аргументировать свою точку зрения по заданному вопросу.
4. Развитие способностей к исследовательскому типу мышления.

Задачи урока1. Формирование у учащихся навыка исследования как способа получения нужной информации. 2. Ознакомление учеников с документальными

Слайд 4План урока

I. Обоснование выбора темы исследования.
II. Стратегия и тактика решения проблемы.
III.

Выступление групп исследователей.
IV. Подведение итогов исследования.
V. Творческая работа.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.

План урокаI. Обоснование выбора темы исследования.II. Стратегия и тактика решения проблемы.III. Выступление групп исследователей. IV. Подведение итогов

Слайд 5 I. Обоснование выбора темы исследования

  Судьба Михаила Юрьевича Лермонтова продолжает

волновать своими тайнами: обстоятельства детства поэта, истоки семейной драмы, столь тяжело пережитой Лермонтовым. К сожалению, это не разгадано до сих пор.
Следующий вопрос, который продолжает волновать наших современников, - какое влияние оказали самые близкие люди - отец, мать и бабушка - на творчество поэта.



Какое место занимают близкие люди
в творчестве М.Ю.Лермонтова?

I. Обоснование выбора темы исследования   Судьба Михаила Юрьевича Лермонтова продолжает волновать своими тайнами: обстоятельства детства

Слайд 6Цель исследования:
1. Выявить на основе документальных источников, воспоминаний современников, дневниковых записей

и писем поэта сведения о близких людях.

2. Сопоставить эти документальные свидетельства с образами отца, матери и бабушки, которые возникают в лирических произведениях М.Ю. Лермонтова.

II. Стратегия и тактика решения проблемы

Цель исследования:1. Выявить на основе документальных источников, воспоминаний современников, дневниковых записей и писем поэта сведения о близких

Слайд 7III. Выступление групп исследователей
Первая группа исследователей: «Как отразилась личность отца

в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова?»

2. Вторая группа исследователей: «Как отразился образ матери Марии Михайловны Лермонтовой в лирических произведениях поэта?»

3. Третья группа исследователей: «Как отразился образ бабушки Елизавет Алексеевны Арсеньевой в творчестве поэта?»


III. Выступление групп исследователей Первая группа исследователей: «Как отразилась личность отца в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова?»2. Вторая

Слайд 8Задание группам
Группа №1

Как отразилась личность отца
М. Ю.Лермонтова в лирике поэта?
 
Задание:

1. Подготовить краткое сообщение о жизни отца М.Ю.Лермонтова.
2. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Я видел тень блаженства…» и
ответить на вопросы: 1. Когда написано стихотворение? 2. Каким рисует поэт образ
отца?
3. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына» и
ответить на вопросы: 1. Когда написано стихотворение? 2. Каким рисует поэт образ
отца?
4. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Эпитафия». Ответить на
вопросы: 1. Когда написано стихотворение? 2. Каким рисует поэт образ
отца?
5. Подготовить аргументированный ответ на вопрос группы.
6. Оформить презентацию.
7. Защита проекта.

Задание группамГруппа №1Как отразилась личность отца М. Ю.Лермонтова в лирике поэта? Задание: 1. Подготовить краткое сообщение о жизни

Слайд 9Группа №2
Как отразилась личность матери
М.Ю.Лермонтова в лирике поэта?
 Задание:
1. Подготовить краткое

сообщение о жизни матери М.Ю.Лермонтова.
2. Прочитать сцену похорон в поэме М.Ю.Лермонтова «Сашка». Какие чувства
испытывает маленький герой?
3. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Пусть я кого-нибудь люблю».
Ответить на вопросы: 1. Когда написано стихотворение? 2. О чем оно?
4. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел». Олицетворением кого
является образ Ангела?
5. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка». Ответить на
вопросы: 1. Когда написано стихотворение? 2. О чем и о ком оно?
6. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова« Слышу ли голос твой звонкий и
ласковый…». Ответить на вопросы: 1. Когда написано стихотворение? 2. О чем и о ком
оно?
7. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Казачья колыбельная песня». Что говорит об этом произведении в своей статье профессор И.П. Щеблыкин» (Щеблыкин И.П. Страницы лермонтоведения. Интерпретации, анализы, полемика. Пенза, 2003 )?
8. Вспомните женские образы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (Ундину, Бэлу, княжну Мери). Что является непременным их атрибутом?
9. Подготовить аргументированный ответ на вопрос группы.
10. Оформить презентацию.
11. Защита проекта.

Группа №2Как отразилась личность матери М.Ю.Лермонтова в лирике поэта? Задание:1. Подготовить краткое сообщение о жизни матери М.Ю.Лермонтова.2. Прочитать

Слайд 10Группа №3
Как отразилась личность бабушки
М. Ю.Лермонтова в лирике поэта?
 
Задание:
1. Подготовить

краткое сообщение о бабушке М.Ю.Лермонтова.
2. Бабушка в письмах поэта. (Приложение. Бабушка в письмах.)
3. Подготовить краткий обзор драмы «Странный человек». Какие автобиографические
моменты показаны здесь?
4. Подготовить краткий обзор драмы «Люди и страсти». Какие автобиографические
моменты показаны здесь?
5. Подготовить аргументированный ответ на вопрос группы.
6. Оформить презентацию.
7. Защита проекта.

Группа №3Как отразилась личность бабушки М. Ю.Лермонтова в лирике поэта? Задание:1. Подготовить краткое сообщение о бабушке М.Ю.Лермонтова.2. Бабушка

Слайд 11Как отразилась личность отца в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова?

Как отразилась личность отца в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова?

Слайд 12Как отразился образ матери Марии Михайловны Лермонтовой в лирических произведениях поэта?

Как отразился образ матери Марии Михайловны Лермонтовой в лирических произведениях поэта?

Слайд 13Как отразился образ бабушки Елизавет Алексеевны Арсеньевой в творчестве поэта?

Как отразился образ бабушки Елизавет Алексеевны Арсеньевой в творчестве поэта?

Слайд 14IV. Подведение итогов исследования
Зачем семьи родной безвестный круг
Я покидал? Все

сердце грело там,
Все было мне наставник или друг,
Все верило младенческим мечтам.

В одном из ранних стихотворений («1830 год. Июля 15-го») сформулировано значение семьи в его «первом мире», в его земной биографии:

IV. Подведение итогов исследованияЗачем семьи родной безвестный круг Я покидал? Все сердце грело там,Все было мне наставник

Слайд 15V. Творческая работа
Дайте краткий письменный ответ на вопрос, поставленный в начале

исследования: « Какое место занимают близкие люди в творчестве М.Ю.Лермонтова?».
Сформулируйте свои мысли в 5-7 предложениях.

V. Творческая работаДайте краткий письменный ответ на вопрос, поставленный в начале исследования: « Какое место занимают близкие

Слайд 16Подсказка:
Доля и место отца, матери и бабушки М.Ю.Лермонтова в

художественных текстах поэта (не совпадает/ совпадает с биографическими реалиями жизни поручика Лермонтова…).
Об отце он (не упоминает совсем/ упоминает в…).
Бабушка (не встречается /встречается в произведениях..…).
О матери поэт (не говорит/говорит…). Мать была для него (кем?)…, поэтому (что?)…

Подсказка:  Доля и место отца, матери и бабушки М.Ю.Лермонтова в художественных текстах поэта (не совпадает/ совпадает

Слайд 17VI. Рефлексия
1. Как вы оцениваете свою работу в группе?

VI. Рефлексия1. Как вы оцениваете свою работу в группе?

Слайд 182. Интересно ли вам было работать в качестве исследователей?

3. На какие

проблемные вопросы вы еще хотели бы найти ответы на уроках литературы?
2. Интересно ли вам было работать в качестве исследователей?3. На какие проблемные вопросы вы еще хотели бы

Слайд 19VII. Домашнее задание
1. Индивидуально. Сделать сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
2.

Классу - повторить «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

VII. Домашнее задание1. Индивидуально. Сделать сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.2. Классу - повторить «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

Слайд 20Использованная литература к уроку

1. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х

томах.
М.: Худ. Лит., 1976.
2. Висковатый П.А. М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество. М.: Современник, 1987
3. Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981
4. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.
М.: Худ. лит., 1989.
5. Шекспир В. Литература эпохи Возрождения. Комедии, трагедии, хроники. М.: Худ. лит., 1989.
6. Щеблыкин И.П. Страницы лермонтоведения. Интерпретации, анализы, полемика. Пенза, 2003.
7. Интернет. http://lermontov.info/friends.php; http://www.mlermontov.ru/childhood/

Использованная литература к уроку 1. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Худ. Лит., 1976. 2.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть