Слайд 1Урок-исследование
«Искусство
-
великая сила
по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа».
Автор-Исмаилова У.М.,учитель литературы Маджалисской СОШ.
Слайд 3Цель : проанализировать рассказ
выяснить, какой силой обладает искусство и как оно
может помочь человеку справляться с трудностями, одерживать победы.
Слайд 4Жить на белом свете – значит постоянно бороться и постоянно побеждать.
Н.
И. Пирогов
Людмила Евгеньевна Улицкая
Слайд 5Прозаик, сценарист, драматург. Живёт в Москве. По профессии – биолог
– генетик.
Под микроскопом Улицкой - человеческие жизни, судьбы людей. Людмила Улицкая – лауреат престижных литературных премий.
Слайд 6Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии,
премии “Большая книга”
Слайд 7Людмила Улицкая названа лучшим
писателем 2004 года. Ее книги переведены на
25 языков.
Слайд 8Людмила Евгеньевна занимается
развитием толерантности среди молодежи.
О своей работе в
Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой»
она говорит так:
«Я не возлагаю надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».
Слайд 9С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49».
Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов:
«Капустное чудо», «Восковая уточка»,
«Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».
Слайд 10БУМАЖНЫЙ
1. Сделанный из бумаги.
2. Канцелярский, бюрократический.
3. Перен. существующий только на
бумаге, не осуществляемый на деле (бумажные доказательства).
ПОБЕ́ДА
1. Успех в битве, войне при полном поражении противника.Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы .
2. Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н.в результате преодоления чего-н.
Слайд 11победа
первая
желанная
настоящая
трудная
достойная
спортивная
Слайд 14Оригами – удивительное искусство бумажной пластики. Это японское искусство складывания бумаги,
образовано от японского oru (складывать) и
kami (бумага)
Слайд 15Оригами
Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство-оригами
Здесь не нужны волшебники и маги
Здесь
нечего особенно мудрить
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Слайд 16- Почему рассказ называется «Бумажная победа»?
- Кто кого
победил?
- Победа, о которой идет речь настоящая или мнимая?
Слайд 17(древнегреч. οξύμωρον – острая глупость) - стилистическая фигура сочетание слов с противоположным
значением, то есть сочетание несочетаемого.
Горький мед
Звонкая тишина
Тоска веселая
Горячий снег
Обыкновенное чудо
Живой труп
оксюморон
Слайд 19
Как выглядит Геня в начале рассказа?
Каким предстаёт
перед читателем пейзаж в начале рассказа?
Какое определение мальчику даёт автор в начале рассказа?
Почему Геня чувствует себя несчастным?
Слайд 20Геня
Пираплетчиков
нелепая фамилия,
болезненность,
прыгающая
походка
хромота
безотцовщина
ненависть сверстников
заложенный нос
природа
Хмурая, пасмурная погода
чёрный снег, грязная
вода
несчастный
Слайд 21
Как ребята относятся к Гене? За что они его
ненавидят?
Кто является лидером среди ребят?
Почему мама Гени пригласила на день рождения всех ребят и отдельно пригласила Айтыра?
Почему дети не отказались от приглашения?
Слайд 22Геня Пираплетчиков
фамилия
походка
заложенный нос
болезненность
безотцовщина
несчастный
Слайд 23Геня
С ужасом ждал прихода гостей
Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза
в тарелку
Генино сердце едва не остановилось
Побледневшее лицо
Слайд 24На чем основана власть Женьки Айтыра?
Война немыслима без оружия.
Какое оружие использует лагерь Женьки Айтыра?
К какому событию в жизни героя приурочена решающая битва ?
Сражения выигрывает тот, кто обладает силой. Какой может быть сила?
Какой силой обладает Женька Айтыр?
А какая сила есть у Гени?
Слайд 26«Война»
«Генька хромой,
сопли рекой!»
Б
Р
О
Н
Я
мама
бабушка
Геня
Непримиримые
враги»
Ловкий и бесстрашный
Женька Айтыр
Все, кто
у него
на побегушках
Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.
Слово не стрела, а хуже стрелы.
комья земли
Страх
Обиды
Унижение
Неприязнь
Вражда
ои
Музыка
ребята
Слайд 27Какой вид искусства приходит на помощь Гене в первую очередь, в
чьем лице?
Как изменила музыка “непримиримых врагов” Гени?
Какие изменения произошли в самом Гене ?
Слайд 28 Можно ли смеяться над физическими недостатками людей? Станете вы смеяться
над слепым, глухим или над человеком, который сидит в инвалидном кресле?
Почему нельзя унижать другого человека? Как это может отразиться на его дальнейшей жизни
Ждет ли эта учесть Геню?
Как удалось Гене выйти “победителем” в этой “войне”?
Слайд 31
Какой вид искусства помог Гене одержать окончательную “победу
Как
изменились ребята, соприкоснувшись с искусством оригами?
Слайд 33Геня
Странная прыгающая
походка
Хромой
несчастный
Ребята
Ловкие бесстрашные звонкие
Мама
Добрая ласковая внимательная
Слайд 34…Мать улыбнулась ласково и ответила:
«Это Бетховен, Женя.
Был такой немецкий композитор.
Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку…»
Слайд 35Сестрички завороженно смотрели на ее руки
В полном молчании
Валька почти восхищенно произнесла…
Все
сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения
Никто не смеется, а все слушают
Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его
мелькнуло что-то вроде гордости
Музыка
Слайд 37
1.Какими вы увидели детей на Дне рождения у главного героя?
2.
Как ведут себя дети на Дне рождения? (до игры в фанты)
3. Какое открытие сделали для себя ребята? Как они слушали музыку?
Слайд 38
Искусство – это великая сила?
1. Оно способно растопить лед и укрепить силу духа.
2. Оно объединяет людей, делает их счастливыми.
Действительно, искусство – это великая сила.
Слайд 40Человечек…
Стакан…
Собака…
Кораблик…
Слайд 42Сила
сила физическая
сила воли
сила духа
Геня
- - - - -
Женька
Слайд 43
Они тянули к нему руки
Все улыбались
Все его благодарили
Такое чувство только во сне
Он не чувствовал страха
Их лица не злые
Совершенно не злые
__________________
ОН БЫЛ СЧАСТЛИВ
Слайд 44Проблемы
таланта
Взаимоотношения
подростков
Восприятия,
роли музыки
дружбы
человечности
одиночества
Слайд 45
Плохо одетые дети, бедная обстановка комнаты, бедный стол
Красивая, яркая, богатая
Дети
Музыка
Слайд 46- Я пришел в этот мир
- не для того, чтобы оправдать
твои надежды,
- не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
- не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.
- И ты пришел в этот мир
- не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
- не для того, чтобы отвечать моим интересам,
- не для того, чтобы оправдать мои надежды.
- Потому что я – это я, а ты – это ты.
- Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно