Презентация, доклад на тему Урок. А.С.Пушкин Биография и не только

Содержание

Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А.С.Пушкин. С фотографии конца XIX века. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке)

Слайд 1Александр Сергеевич Пушкин

Александр  Сергеевич  Пушкин

Слайд 2Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А.С.Пушкин. С фотографии

конца XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.
В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению событий день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России. Будущего поэта крестили 8 июня в честь святителя Александра, патриарха Константинопольского, в церкви Богоявления (ныне это патриарший собор).

Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А.С.Пушкин.  С фотографии конца XIX века.  Александр

Слайд 3Г.Кампельон С.Л.Пушкин. 1824.
Миниатюра Ксавье де Местра. Н.О.Пушкина. 1800-е гг.
Неизвестный художник. А.П.Ганнибал (?).

Вторая половина XVIII в.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками - троюродные брат и сестра. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина.

Г.Кампельон С.Л.Пушкин. 1824. Миниатюра Ксавье де Местра. Н.О.Пушкина. 1800-е гг. Неизвестный художник. А.П.Ганнибал (?). Вторая половина XVIII

Слайд 4 Е.А.Плюшар О.С.Павлищева. Середина 1830-х гг
А.О.Орловский Л.С.Пушкин. Первая половина 1820-х гг.


Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

Е.А.Плюшар  О.С.Павлищева. Середина 1830-х гг А.О.Орловский  Л.С.Пушкин. Первая половина 1820-х гг.

Слайд 5ПУШКИНИАНА НАДИ РУШЕВОЙ

ПУШКИНИАНА НАДИ РУШЕВОЙ

Слайд 6 В их доме (правда, собственного дома

родители Пушкина не имели, снимали квартиры) собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, дяди поэта Пушкина и дальних родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было "француз".

Барельеф Арины Родионовны работы по кости Я.П.Серякова. 1840-е гг.

В их доме (правда, собственного дома родители Пушкина не имели, снимали квартиры)

Слайд 7В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных, было много; Неровная

и нервная семья;
А.С.Пушкин "В начале жизни школу помню я..." 1830
В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных, было много; Неровная и нервная семья; А.С.Пушкин

Слайд 8В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был

отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.
В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что

Слайд 10На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная

с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной. На ней был матрац с бумазейным одеялом и полупуховой подушкой, принадлежность постели составляли ночной колпак и туфли. У каждого воспитанника была отдельная комната.
На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

Слайд 11





И.И. Пущин Ф. Верне. 1817
А.П. Дельвиг В.П. Лангер. 1830
А.М. Горчаков Неизв. худ.

1810-е гг.

Корсаков Н.А.

Яковлев М.Л.

Матюшкин Ф.Ф.

Бакунин А.П

Вольховский В.Д

И.И. Пущин Ф.  Верне. 1817А.П. Дельвиг В.П.  Лангер. 1830А.М. Горчаков Неизв. худ. 1810-е гг.Корсаков Н.А.Яковлев

Слайд 12Пушкин и
Пущин
ЛИЦЕИСТЫ
Кюхельбеккер
ПУШКИНИАНА НАДИ РУШЕВОЙ

Пушкин иПущинЛИЦЕИСТЫКюхельбеккерПУШКИНИАНА НАДИ РУШЕВОЙ

Слайд 13Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной.

Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение. Немногочисленность учащихся (30 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, - на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества - все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. "Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени", - вспоминал Пушкин впоследствии.
Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной. Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной

Слайд 14
Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением, а его воспитанники находились на

полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. . Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. 
С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11 - завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 - обед и короткий перерыв.
В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 - уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения.
  С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.
Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во

Слайд 15Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий

чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.
Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки

Слайд 16Обучение длилось шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 — четыре

класса по полтора года), за это время изучались следующие дисциплины:
нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтованиеизящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая ездаизящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Обучение длилось шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 — четыре класса по полтора года), за это

Слайд 17
Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма

одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - белые суконные.

У директора Лицея - полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах.
У прочих чинов - шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего - золотом

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного

Слайд 18. В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение

"Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил". На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение "Безверие".
. В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение

Слайд 19Лицей: наставники

Василий Федорович Малиновский (1765 - 23.III.1814) - выпускник Московского университета,

дипломат, литератор, первый директор Царскосельского лицея (1811 - 1814). Автор одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник промышленного и культурного развития России, государственных преобразований М.М. Сперанского. В семье директора лицея лицеисты первого курса проводили "часы досуга". В конце марта 1814 лицеисты присутствовали на похоронах В.Ф. Малиновского на Охтинском кладбище. В "Программе автобиографии" Пушкина среди лиц, оказавших влияние на его воспитание будущего поэта, упомянут и В. Ф. Малиновский. 
Лицей: наставники  Василий Федорович Малиновский (1765 - 23.III.1814) - выпускник Московского университета, дипломат, литератор, первый директор

Слайд 20
 Федор (Фридрих-Леопольд-Август) Матвеевич фон Гауеншильд (1780 - 18.XI.1830) - профессор немецкого

языка и словесности в Царскосельском лицее. Австрийский подданный, живший в России в 1809 - 1829 гг. Благодаря протекции С.С. Уварова был не только профессором, но с января 1814 г. был назначен директором Благородного пансиона при лицее. Кроме того, в 1814-1816 гг. исправлял должность директора лицея. Гауеншильд, человек образованный, быстро изучил русский язык и перевел с рукописи на немецкий язык "Историю" Карамзина. 
 Федор (Фридрих-Леопольд-Август) Матвеевич фон Гауеншильд (1780 - 18.XI.1830) - профессор немецкого языка и словесности в Царскосельском лицее.

Слайд 21Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862) - педагог и администратор. В 1812 г.

он был назначен директором Педагогического института, в этой должности пробыл неполные четыре года. С марта 1816 - директор Лицея. В октябре 1823 г. уходит в отставку. 
Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862) - педагог и администратор. В 1812 г. он был назначен директором Педагогического института,

Слайд 22ЛИЦЕЙ СЕГОДНЯ. Бал лицеистов

ЛИЦЕЙ СЕГОДНЯ.   Бал лицеистов

Слайд 23
ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД

ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД

Слайд 24Александр Сергеевич Пушкин и Арина Родионовна
(ПОЭТ И НЯНЯ)

Александр Сергеевич Пушкин и Арина Родионовна(ПОЭТ И НЯНЯ)

Слайд 25Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал

во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных; Я ждал тебя. В вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.
Наперсница волшебной старины,  Друг вымыслов игривых и печальных,  Тебя я знал во дни моей весны,

Слайд 26Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно

ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

(1826(1826, незавершённое. Впервые опубликовано в 1855)
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей

Слайд 27…Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести

таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы…
…Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в

Слайд 28Где бы ни жила
 няня 
 няни 
. В светлицу
 няни 

 Пушкин 
Мастерица ведь была! И

откуда что брала! И куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины! Слушать, так душе отрадно! И не пил бы, и не ел, Все бы слушал да сидел. Кто придумал их так ладно?
Где бы ни жила  няня  няни . В светлицу  няни   Пушкин Мастерица ведь была! И откуда что брала! И куды

Слайд 31Мемориальная доска на Смоленском кладбище
Пушкин и Арина Родионовна

Мемориальная доска на Смоленском кладбищеПушкин и Арина Родионовна

Слайд 33У лукоморья
(отрывок из поэмы "Руслан и Людмила")

У лукоморья (отрывок из поэмы

Слайд 34У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем

и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит

Слайд 35Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны


На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных;
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И

Слайд 36В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;


Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух...
там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.                                          
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет,

Слайд 37И.И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой

двор уединенный, Холодным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучем лицейских ясных дней!

И.И. ПущинуМой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Холодным снегом

Слайд 39ССЫЛКА В МИХАЙЛОВСКОЕ В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества,без

вдохновенья, Без слёз,без жизни,без любви.

И передо мной предстала другая картина. Зима. Вечер. Помещичий дом погружён в темноту, и только в одной из комнат мелькает огонёк свечи. Холодно. Безмолвно. И среди этого безмолвия Пушкин- пылкий и кипучий юноша , сосланный царским правительством в ссылку на два года. Это казалось бесчеловечным. Ни родных , ни друзей , только няня Арина Родионовна разделяла его одиночество , да иногда бывал он у соседей в Тригорском . И вдруг Пушкин услышал слабый звон колокольчика . Ближе , ближе… Не одеваясь , Пушкин выскочил на крыльцо.
 

ССЫЛКА В МИХАЙЛОВСКОЕ  В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества,без вдохновенья, Без

Слайд 42А.С.Пушкин и А.Горчаков

А.С.Пушкин и А.Горчаков

Слайд 43Южная ссылка
Стихотворение «Узник»

Южная ссылкаСтихотворение  «Узник»

Слайд 44 В начале мая 1820

года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были "крамольные" стихотворения вроде оды "Вольность" и "Деревня", меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями.         
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу

Слайд 45 Но время летело быстро, вскоре пришлось

оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы -- в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря -- оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства.
Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту

Слайд 46 Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать

чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал... И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение "Узник".     
Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство

Слайд 47 Стихотворение невелико по объему: в нем всего

двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько

Слайд 48УЗНИК

УЗНИК

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть