Презентация, доклад на тему Употребление ь и ъ

Содержание

Работа по вариантам:1 вариант – анализирует первое предложение текста;2 вариант - анализирует второе предложение текстаРабота в паре:Взаимопроверка анализа предложения с соседом по парте Языковая разминка

Слайд 1Седьмое октября.
Классная работа.

Седьмое октября.Классная работа.

Слайд 2Работа по вариантам:
1 вариант – анализирует первое предложение текста;
2 вариант -

анализирует второе предложение текста
Работа в паре:
Взаимопроверка анализа предложения с соседом по парте



Языковая разминка

Работа по вариантам:1 вариант – анализирует первое предложение текста;2 вариант - анализирует второе предложение текстаРабота в паре:Взаимопроверка

Слайд 3Приходила тихонько осень, Закутанная в туман. Она дожди приносила Из очень далеких стран.
Найдите главные

члены предложения.
Приходила тихонько осень, Закутанная в туман. Она дожди приносила Из очень далеких стран.Найдите главные члены предложения.

Слайд 4Приходила тихонько осень, Закутанная в туман. Она дожди приносила из очень далеких стран.
Найдите главные

члены предложения.
Приходила тихонько осень, Закутанная в туман. Она дожди приносила из очень далеких стран.Найдите главные члены предложения.

Слайд 5Приходила -
тихонько -
осень -
дожди -
приносила -
далёких -


Орфографическая пятиминутка

Приходила -тихонько - осень -дожди -приносила -далёких -Орфографическая пятиминутка

Слайд 6Приходила - ходит
тихонько - тихо
осень - осенний
дожди - дождик
приносила -

приносит
далёких - дальний


Орфографическая пятиминутка

Приходила - ходиттихонько - тихо осень - осеннийдожди - дождикприносила - приноситдалёких - дальнийОрфографическая пятиминутка

Слайд 7Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие

дни поздней осени.
В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Нет даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.
Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест

Лес осенью.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.В такой день идешь

Слайд 8Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Всякий человек в деле познаёт…ся.
Несчастья

боят…ся, так и счастья не видать.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы

Друзья познают…ся в беде.Трус своей тени боит…ся.Всякий человек в деле познаёт…ся.Несчастья боят…ся, так и счастья не видать.Не

Слайд 9Внимание! Проблема!
Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица - спится

В чем разница в

написании слов?

Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на – ца!

Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов?
Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Внимание! Проблема!Переносица – переноситсяВодица – водитьсяСпица - спитсяВ чем разница в написании слов? Не путайте формы этих

Слайд 11 Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке.

Львёнок Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Спишите. Исправьте ошибки. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.

Слайд 12Оцени свои знания

Оцени свои знания

Слайд 13 Шёл Прогульщик на прогулку,

Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская

Какой корень?


Из данного стихотворения выпишите все родственные слова к слову прогульщик, выделите корень.

Шёл Прогульщик на прогулку,

Слайд 14Найди «родственников»
Горка
горец
загорелый
горение
горный
выгоревший
гористый
горючий
предгорье
пригорок
Гореть



Гора

Найди «родственников»Горка горец загорелый горение горный выгоревший гористый горючий предгорьепригорокГоретьГора

Слайд 15Как вы понимаете смысл высказывания?
Найти корень слова – это значит найти

его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
М. А. Рыбникова
Как вы понимаете смысл высказывания?Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то

Слайд 16Осеннего

Пролетишь

Стол
Разделите слова на слоги и морфемы

ОсеннегоПролетишьСтол Разделите слова на слоги и морфемы

Слайд 17О-сен-не-го
Осен-н-его
Про-ле-тишь
Про-лет-ишь
Стол
Стол-□

О-сен-не-гоОсен-н-егоПро-ле-тишьПро-лет-ишьСтолСтол-□

Слайд 18                                         
Дядя, прашу тебя, помаги 
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет её наги                               


В этой пративной школе. 
Мне вчера за дектант на слова                       
Учитель паставил два,                  
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прачитать.                  
Попраси его, дядя, исправить двойку           
 И паставить мне пять.

стихотворение болгарского поэта И. Босева « Жалоба»

                                         Дядя, прашу тебя, помаги Твоей плимяннице Оле, А то небудет её наги                                В этой пративной школе. Мне вчера за

Слайд 19Дядя, прошу тебя, помоги 
Твоей племяннице Оле,
А то не будет её

ноги                               
В этой противной школе. 
Мне вчера за диктант на слова                       
Учитель поставил «два»,                  
А сам сказал, что мою работу
Даже не смог прочитать.                  
Попроси его, дядя, исправить «двойку »          
 И поставить мне «пять».

И. Босев « Жалоба»

Дядя, прошу тебя, помоги Твоей племяннице Оле, А то не будет её ноги                                В этой противной школе. Мне вчера

Слайд 20Безударный я всегда проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и

вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Безударный я всегда проверяю без труда.Быстро слово изменяю,ударенье расставляю.Корень выделю и вот:Гора – горы, котик –кот.Буду грамотно

Слайд 21Самые коварные все слова словарные.
Очень трудно всем, друзья, обойтись без словаря.
В

нём словечки проверяйте
да скорей запоминайте.
В словах корова , молоко пишите в корне букву –О.
Самые коварные все слова словарные.Очень трудно всем, друзья, обойтись без словаря.В нём словечки проверяйтеда скорей запоминайте.В словах

Слайд 22Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать — неясно

вам.
Чтобы знать, что писать,
Надо слово изменять,
Чтоб за звуком непонятным
Гласная стояла...

Порой в словах встречаютсяУжасные согласные.Они не произносятся,И что писать — неясно вам.Чтобы знать, что писать,Надо слово изменять,Чтоб

Слайд 23 На горе стоит лесок (круговые движения

руками)
Он не низок не высок (садятся, встают, руки вверх) Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, тянутся) По тропинке два туриста (идут на месте) Шли домой издалека Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока" (поднимают плечи)

Физминутка

На горе стоит лесок    (круговые движения руками)  Он не низок не

Слайд 24На г(о/а)ре
Ст(о/а)ит
Л(е/и)сок
Уд(е/и)вительная
Под(о/а)ет
Г(о/а)лосок
По тр(о/а)пинке
Д(о/а)мой
Изд(о/а)лека
Г(о/а)ворят
Конкурс на самого внимательного

На г(о/а)реСт(о/а)ит Л(е/и)сокУд(е/и)вительнаяПод(о/а)етГ(о/а)лосокПо тр(о/а)пинкеД(о/а)мойИзд(о/а)лекаГ(о/а)ворятКонкурс на самого внимательного

Слайд 25На горе - горка
Стоит - стоя
Лесок - лес
Удивительная - дивный
Подаёт -

дать
Голосок - голос
По тропинке - тропка
Домой - дом
Издалека - даль
Говорят - говор

Конкурс на самого внимательного

На горе - горкаСтоит - стояЛесок - лесУдивительная - дивныйПодаёт - датьГолосок - голосПо тропинке - тропкаДомой

Слайд 26Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов
Помогите сказочному герою!
Распределите


имена существительные в группы по склонению

Товарищ?, много груш?, помощ?, из-за свеч?, доч?, грач?, шалаш?, мощ?, мыш?, березовых рощ?, тиш?, меч?, нож?, исполнить туш?, чёрная туш?, рож?, постройка дач?

Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголовПомогите сказочному герою!Распределите имена существительные в группы по склонениюТоварищ?,

Слайд 27Проверка (самооценка: ∆,□,○)

Проверка (самооценка: ∆,□,○)

Слайд 28Работа в группе
Помогите сказочному герою
Решите лингвистическую задачу
Какие это части речи?
Объясните различие

в их написании.
Плач и плачь
Это одно и то же слово или разные слова?
Почему тогда они одинаково пишутся?

Тёплая печь
Печь блины
Работа в группеПомогите сказочному героюРешите лингвистическую задачуКакие это части речи?Объясните различие в их написании.Плач и плачьЭто одно

Слайд 29В_юга, об_явление, с_ёжиться, сер_ёзный, обез_яна, лис_и, с_ехать, гост_я, бур_ян, с_есть, бар_ер,

вороб_и, об_яснить, под_ёмный, об_единить, пред_юбилейный.

В соответствии с данным правилом распределите слова в 2 группы: 1) ъ, 2) ь

В_юга, об_явление, с_ёжиться, сер_ёзный, обез_яна, лис_и, с_ехать, гост_я, бур_ян, с_есть, бар_ер, вороб_и, об_яснить, под_ёмный, об_единить, пред_юбилейный.В соответствии

Слайд 30Взаимопроверка
ъ
ь
Вьюга
Серьёзный
Обезьяна
Лисьи
Гостья
Бурьян
Барьер
Воробьи



Объявление
Съёжиться
Съехать
Съесть
Объяснить
Подъёмный
Объединить
Предъюбилейный

Взаимопроверка ъьВьюгаСерьёзныйОбезьянаЛисьиГостьяБурьянБарьерВоробьиОбъявлениеСъёжитьсяСъехатьСъестьОбъяснитьПодъёмныйОбъединитьПредъюбилейный

Слайд 31Закончи фразу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял

задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Подводим итоги урока.

Закончи фразу Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я

Слайд 32Параграф 20, стр. 41-42 (пример-рассуждение по образцу правила);

Упр. 109 (по заданию)
Домашнее

задание:
Параграф 20, стр. 41-42 (пример-рассуждение по образцу правила);Упр. 109 (по заданию)Домашнее задание:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть