Презентация, доклад на тему Учимся писать сжатое изложение. Приёмы сжатия текста. 9 класс

Содержание

Порядок работы над текстом1) внимательно прочитайте (прослушайте) текст;2) обратите внимание на название текста (как правило, в нём заключается тема или идея);3) найдите ключевые слова и словосочетания, определите тему и идею;4) определите стиль4) определите стиль и

Слайд 1Способы сжатия текста
Урок русского языка в 9 классе

Мыцова Л. А.

Способы сжатия текстаУрок русского языка в 9 классеМыцова Л. А.

Слайд 2Порядок работы над текстом
1) внимательно прочитайте (прослушайте) текст;
2) обратите внимание на

название текста (как правило, в нём заключается тема или идея);

3) найдите ключевые слова и словосочетания, определите тему и идею;

4) определите стиль4) определите стиль и тип речи;

5) разделите текст5) разделите текст на композиционно-смысловые части (абзацы);

7) начните работу по сжатию текста.

6) определите микротемы каждого абзаца;

Мыцова Л. А.

Порядок работы над текстом1) внимательно прочитайте (прослушайте) текст;2) обратите внимание на название текста (как правило, в нём

Слайд 3Типы речи
Мыцова Л. А.

Типы речиМыцова Л. А.

Слайд 4Стили речи
логичность
объективность
смысловая
точность
отвлеченность
обобщенность
точность,
не допускаю-
щая иного толкования
логичность
образность
эмоциональ-
ность
оценочность
все средства выразитель-
ности
Мыцова Л. А.

Стили речилогичностьобъективностьсмысловаяточностьотвлеченностьобобщенностьточность,не допускаю-щая иного толкованиялогичностьобразностьэмоциональ-ностьоценочностьвсе средства выразитель-ностиМыцова Л. А.

Слайд 5Исключение
Обобщение
Упрощение








Приёмы сжатия текста
Мыцова Л. А.

Исключение ОбобщениеУпрощениеПриёмы сжатия текстаМыцова Л. А.

Слайд 6Исключение
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
объединить существенное;
исключить второстепенную информацию.

Необходимо:

Мыцова Л. А.

Исключениевыделить главное (существенное) и детали (подробности);объединить существенное;исключить второстепенную информацию.

Слайд 7Примеры исключения при языковом сжатии текста
Исключение одного или нескольких синонимовИсключение одного

или нескольких синонимов в ряду однородных членов.
При таком исключении сохраняется тот из
синонимов, который обладает наибольшей
ёмкостью в данном контексте.

У каждого, заходившего в комнату к малышам,
на лице появлялась радостная, светлая, приветливая
улыбка.

У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Мыцова Л. А.

Примеры исключения при языковом сжатии текстаИсключение одного или нескольких синонимовИсключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных

Слайд 8Примеры исключения при языковом сжатии текста
2. Удаление из текста поясняющих конструкций,

например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Мыцова Л. А.

Примеры исключения при языковом сжатии текста2. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем

Слайд 9Упрощение
Замена: однородных членов обобщающим понятием;

прямой речи косвенной;
осложнённого предложения синонимичным;
сложного предложения синонимичным
простым.

Исключение: повторов, вводных слов, синонимов.

Слияние: нескольких предложений в одно.

Мыцова Л. А.

УпрощениеЗамена: однородных членов обобщающим понятием;        прямой речи косвенной;

Слайд 10Замена СПП с придаточным определительным простым

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Мыцова Л. А.

Замена СПП с придаточным определительным простым      Небольшое помещение на втором этаже занимает

Слайд 11Замена СПП с придаточным обстоятельственным деепричастным оборотом
Когда читаешь дневник

Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Мыцова Л. А.

Замена СПП с придаточным обстоятельственным деепричастным оборотом   Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную

Слайд 12Сокращение количества структурных частей сложного предложения
Приятно смотреть на зимородка,

который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Мыцова Л. А.

Сокращение количества структурных частей сложного предложения  Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи,

Слайд 13Замена предложения или его части указательным местоимением, слияние двух или трёх

предложений в одно

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

Идя к своей мечте, человек на много лет
наполняет свою жизнь содержанием и становится
лучше и добрее

Мыцова Л. А.

Замена предложения или его части указательным местоимением, слияние двух или трёх предложений в одно

Слайд 14Обобщение
Свёртывание исходной информации
за счёт перевода частного в общее

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному.
Кто-то предпочитает перечитывать любимые с
детства жюль-верновский романы; кто-то проводит
много времени на реке или в лесу. Основное занятие
подростков – спортивные игры и соревнования.
Самым запоминающимся событием был прошлогодний
велокросс.


Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в
зависимости от вкусов и привычек.

Мыцова Л. А.

ОбобщениеСвёртывание исходной информации  за счёт перевода частного в общее     Жители посёлка проводят

Слайд 15Упражнение №1
а) Прочитайте предложения и выпишите из

них
главную информацию

Многие вещества биологического происхождения,
основой которых является вода, имеют жидко –
кристаллическую структуру.


Многие вещества биологического происхождения
имеют жидкокристаллическую структуру.

Проверь себя

Мыцова Л. А.

Упражнение №1    а) Прочитайте предложения и выпишите из них

Слайд 16 Принято считать, что чистый воздух нужен

только людям, подтверждением тому является
устойчивый оборот «как без воздуха», но
чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.


Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый
воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Проверь себя

Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Мыцова Л. А.

Принято считать, что чистый воздух нужен    только людям, подтверждением тому

Слайд 17 Упражнение №3
Мамы давно уже нет…

А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын:
очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились,
уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от
болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
(119 слов)

Мыцова Л. А.

Упражнение №3     Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю:

Слайд 18
Используем разные приёмы
А я всё

ещё мысленно говорю: «Прости
меня, мама…»

ЗАМЕНЯЕМ:
А я всё еще мысленно прошу у мамы
прощения.

Мыцова Л. А.

Используем разные приёмы      А я всё ещё мысленно говорю: «Прости

Слайд 19 Она рассказывала близким, знакомым и даже не

очень близким, какой у неё сын: очень хотела,
чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от
болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. –
Это предложения с однородными членами.

ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ
СЛОВАМИ:
Она всем рассказывала, какой у неё хороший
сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо
относились (уважали меня). Я тоже старался
спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы.

Мыцова Л. А.

Она рассказывала близким, знакомым и даже не   очень близким, какой у неё

Слайд 20 А слов, которыми сейчас до того


переполнен, что они подступают к горлу,
не высказал. -
Сложное предложение


ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ:

Но нужных слов не нашёл
(не высказал).

Мыцова Л. А.

А слов, которыми сейчас до того    переполнен, что они

Слайд 21
Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего

нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час.
«Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как
ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё
подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ)

Мыцова Л. А.

Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный

Слайд 22 Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю,

как ты занят!» Иногда раздражался
по пустякам…
«Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять,
исходя из интересов сына, которые были для неё подчас
выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ
ВЫРАЖЕНИЕМ:
Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже
ничего нельзя изменить. Как часто я забывал
позвонить, раздражался по пустякам, а мама всё
пыталась понять: интересы сына для неё выше
истины. Сейчас уже не позвонишь, не
прибежишь, не выскажешь. Поздно.

Мыцова Л. А.

Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по

Слайд 23
Мамы давно уже нет…А я всё

еще мысленно прошу
у неё прощения. Мама всем
рассказывала, какой у неё хороший сын,
потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились.
Я тоже старался спасти её от житейских невзгод,
хотел сказать много доброго, но нужных слов
не нашёл.
Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась
понять: интересы сына для неё выше истины.
Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно.
(80 слов)



Мыцова Л. А.

Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения.

Слайд 24Географические названия
(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий;

я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.

Мыцова Л. А.

Географические названия  (1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду

Слайд 25Задания, которые помогут проверить глубину
и точность
восприятия исходного текста.
1. О

чём говорится в этом тексте?






а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.

Мыцова Л. А.

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.1. О чём говорится в этом тексте?а) о

Слайд 263.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а)

от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

Мыцова Л. А.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?а) от названия рек происходили названия других

Слайд 274.Закончите план этого текста

1) Названия рек - ____________________________ .

2) Древние люди

боролись за ________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _____________ .

4) Два предположения о том, почему __________ .

Мыцова Л. А.

4.Закончите план этого текста1) Названия рек - ____________________________ .2) Древние люди боролись за ________________ .3) Пришельцы почему-то

Слайд 281) Названия рек - старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди

боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

Мыцова Л. А.

1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.3)

Слайд 29 5. Работа по написанию сжатого изложения
1. Запишите

главную часть первого предложения.

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .

3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех __________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .

4.Мы не знаем, почему ________ .

5.Может быть, они __________ _________ _____.

6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .
7.Так или иначе названия рек сохраняются ________ , переходя от __________ к ___________.

Мыцова Л. А.

5. Работа по написанию сжатого изложения1. Запишите главную часть первого предложения.2.Древние люди, пытаясь

Слайд 30 Имена рек – старейшины в мире географических названий.

Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.
Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.
Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.

Мыцова Л. А.

Имена рек – старейшины в мире географических названий.   Древние люди, пытаясь найти удобное

Слайд 31Ссылки
http://www.omczo.org/publ/121-1-0-225
http://animashky.ru/index/0-6
http://www.omedu.ru/?id=62


Мыцова Л. А.

Ссылкиhttp://www.omczo.org/publ/121-1-0-225http://animashky.ru/index/0-6http://www.omedu.ru/?id=62 Мыцова Л. А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть