Презентация, доклад на тему Учимся писать сочинение с использованием художественной детали

Содержание

Почему именно описание? Сформулируйте понятие: что такое описание? Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами… Если бы вам понадобилось рассказать о том, что увидели, какой

Слайд 1Учимся писать сочинение – описание с использованием художественной детали.
Уроки развития

речи. 6 класс. Автор - Учитель литературы Шудракова А.П.
Учимся писать сочинение – описание с использованием художественной детали.    Уроки развития речи. 6 класс.

Слайд 2Почему именно описание? Сформулируйте понятие: что такое описание?
Представьте, что вы

впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами… Если бы вам понадобилось рассказать о том, что увидели, какой тип речи вы бы использовали?

Почему именно описание? Сформулируйте понятие: что такое описание? Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом

Слайд 3ОПИСАНИЕ – ТИП РЕЧИ

Прочитайте 2 текста и скажите, в каком

из них ученик лучше описывает комнату, обоснуйте свою точку зрения.

Прочитайте следующий текст, докажите, что в нем тип речи – описание, сформулируйте, какие особенности имеет описание?

«Мы живём в доме на втором этаже. В мой комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна»

«У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного. Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу стоит телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра. Мне очень нравится моя уютная комната».

ОПИСАНИЕ – ТИП РЕЧИ Прочитайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает комнату,

Слайд 4Внимание: памятка!
Цель описания – воздействовать на читателя, раскрыть, какой перед ним

предмет, человек, явление путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Выразить отношение автора к описываемому, помочь нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор;
В художественном описании всегда прослеживается авторская позиция;
Эмоциональность- главное условие художественного описания;
Обилие средств художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения);

Внимание: памятка!Цель описания – воздействовать на читателя, раскрыть, какой перед ним предмет, человек, явление путём перечисления и

Слайд 5 Подберите эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения к предметам, изображенным на картинках/слайдах

(устно, опрос).
Подберите эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения к предметам, изображенным на картинках/слайдах (устно, опрос).

Слайд 13Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку.
На

белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)
Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку. На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем,

Слайд 14Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку.
На

вид ему было лет сорок пять. Это был человек невысокого роста, коренастый и, видимо, обладавший достаточной физической силой. Грудь у него была выпуклая, руки – крепкие, мускулистые, ноги немного кривые. Загорелое лицо его было типично для туземцев: выдающиеся скулы, маленький нос, глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. Небольшие русые усы окаймляли его верхнюю губу, и рыжеватая бородка украшала подбородок. Но всего замечательнее были его глаза. Тёмно-серые, а не карие, они смотрели спокойно и немного наивно. В них сквозили решительность, прямота характера и добродушие.

Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку. На вид ему было лет сорок пять. Это

Слайд 15Итак, данный тест – описание с изображением человека, предмета, животного. Но

в этом маленьком тексте есть композиция. Посмотрите на предложенную структуру. Прокомментируйте. Создайте свой микротекст из 2-3 предложений с описанием предмета. ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС «КАКОВ ОН»?

Характерные элементы композиции описания предмета.
Портрет героя.

Общее представление о предмете
Отдельные признаки предмета
Авторская оценка, вывод, заключение

Итак, данный тест – описание с изображением человека, предмета, животного. Но в этом маленьком тексте есть композиция.

Слайд 16Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку.
Посреди

комнаты стоял чудной красоты кукольный театр.
На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков поднимались две квадратные башни, раскрашенные ярко. На левой были часы с бронзовыми стрелками. На правой - круглое окошко из разноцветных стёкол. Над этим окошком, на крыше из зелёной жести, сидел Говорящий Сверчок.

Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку. Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр.

Слайд 17Данный тест – описание с изображением места. В этом маленьком тексте

действуют «законы» описания места Посмотрите на предложенную структуру. Прокомментируйте. Создайте свой микротекст из 2-3 предложений с описанием места. ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС «ЧТО НАХОДИТСЯ НА НЁМ?»

Текст построен по «законам» описания места:

Показываются отдельные детали
Указание на то, ГДЕ что-то находится
Потом указывается на то, ЧТО находится

Данный тест – описание с изображением места. В этом маленьком тексте действуют «законы» описания места Посмотрите на

Слайд 18Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку.
Луна

светит тихо…
Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся. Подойдёшь к цветущей вишне – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости.

Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку. Луна светит тихо…   Неспокойно на

Слайд 19Данный тест – описание состояния человека. Создайте микротекст из 2-3 предложений.

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС «КАКОВО ЕМУ?»

Чувства и переживания чаще передаются с помощью прилагательных
Время и вид сказуемых обычно в настоящем времени
Природа – средство отражения состояния героя

Данный тест – описание состояния человека. Создайте микротекст из 2-3 предложений.  ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС «КАКОВО ЕМУ?»Чувства

Слайд 20Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку. В

чем схожесть с предыдущим тестом?

Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки.
Из земли пробивалась свежая травка.
Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы.

Прочитайте текст. Докажите, что это – описание, опираясь на памятку. В чем схожесть с предыдущим тестом? Утро

Слайд 21Описание состояния природы\описание природы называется пейзаж

Описание состояния природы\описание природы называется пейзаж

Слайд 22Виды текстов-описаний:
Описание предмета
Портрет
Описание места
Описание состояния человека, состояния среды
Описание событий

Виды текстов-описаний:Описание предметаПортретОписание местаОписание состояния человека, состояния средыОписание событий

Слайд 23Прочитайте тексты описания. Обратите внимание на выделенные слова. Какую функцию они

выполнили в описании событий?

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться маленький подсолнечник у забора.
•        Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
•        Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку и узнала: это был застывший клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас оно стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной ветреной ночи. (
•        Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась,- сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг («солнечный путь») за русые волосы и большие холодные глаза.
•        Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно - одна жестяная пустота.
Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь смотрел на нее остроносый, сутулый человек. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока!
Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

Прочитайте тексты описания. Обратите внимание на выделенные слова. Какую функцию они выполнили в описании событий? Октябрь был

Слайд 24ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ
- это мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент

пейзажа или портрета, отдельная" вещь, поступок, психологическое движение и т. п.

Детали делятся на внешние и внутренние
Внешние детали, как легко догадаться из их названия, рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали, в свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные.

Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ - это мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная

Слайд 25Художники на картинах тоже используют художественные детали. Видите ли вы их

на следующих слайдах?


Художники на картинах тоже используют художественные детали. Видите ли вы их на следующих слайдах?

Слайд 26«Девочка с персиками», В. Серов.

«Девочка с персиками», В. Серов.

Слайд 27Петр Первый. В. Серов.

Петр Первый. В. Серов.

Слайд 28«Опять двойка»

«Опять двойка»

Слайд 31Напишите сочинение-миниатюру с описанием героя, пейзажа, событий, используя художественную деталь

Напишите сочинение-миниатюру с описанием героя, пейзажа, событий, используя художественную деталь

Слайд 32Порядок действий. Памятка к написанию сочинения - описания
Портрет
Объект
Определитесь с тем, кого

вы будете описывать.
Желательно начинать с представления человека или героя
Прежде всего, следует указать ваше общее отношение к нему.
Далее следует описывать его основные внешние черты, такие как волосы (шикарные или волнистые), глаза (выразительные, хитренькие), выражение лица (умное, загадочное, шутливое)
Если имеется ярко выраженные черты, то о них стоит указать (широкий лоб или искривленный нос)
Одежда, элементы одежды
Увлечения или хобби
Личное отношение к человеку, герою

Выберите объект, который вы будете описывать, назовите его основную функцию или роль в среде его существования
Подумайте, что именно делает этот объект узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия
Используйте для описания объекта в первом случае – оценочные прилагательные, наречия, образные выражения
Опишите самые существенные признаки объекта, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ. Опишите основные характеристики, чтобы объект стал узнаваемым, а затем используйте оригинальные определения и сравнения
В завершение опишите объект краткой емкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

Порядок действий. Памятка к написанию сочинения - описанияПортретОбъектОпределитесь с тем, кого вы будете описывать.Желательно начинать с представления

Слайд 33Примеры сочинений с описанием, портретом.
Моя бабушка

Я люблю свою бабушку,

и все выходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительны, четко очерчены, правильны. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде никогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрения. Ее голубые глаза освещены изнутри мягким живым сиянием, они излучают тепло и искренность даже тогда, когда бабушка гневается

Мой товарищ
Говорят, что лицо — зеркало души человека. И это действительно так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его приветливое открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный парень. Лицо вытянуто, худощавое, загоревшее на солнце. Высокий лоб, сверху к которому полегоньку прилегают зачесанные набок, коротко подстрижены густые черные волосы. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, языков в полете птичке крыла. Из-под них смотрят большие круглые сини, как летнее небо, глаза. Взгляд их умен, добродушен, прям и откровенен, как у каждого честного человека. Но достаточно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, потому что постоянно занимается спортом.

Примеры сочинений с описанием, портретом. Моя бабушка Я люблю свою бабушку, и все выходные дни провожу у

Слайд 34Примеры сочинений с описанием объекта
Скамейка.
Хочу дать описание такому предмету как

- скамейка!Скамейка на вид обычный предмет!Но сколько пользы приносит он людям!Тому кто трудился над её созданием-огромное человеческое спасибо!!!Форма у скамейки сделана в виде трона,с резными подлокотниками и высокой спинкой.Покрашена она в сине-желто-красных тонах со вкусом!На солнце переливается красочными оттенками,что ей придаёт ещё более изысканный вид и форму,будто перед вами не просто скамейка,а какая-то сказочная вещь которая таит в себе какую-то тайну!..И от этих мыслей,сядя на такую скамью просто хочется забыться, и помечтать о чём-нибудь хорошем и прекрасном!!!
Примеры сочинений с описанием объектаСкамейка. Хочу дать описание такому предмету как - скамейка!Скамейка на вид обычный предмет!Но

Слайд 35Описание пейзажа. Памятка.
Начните свое сочинение с ваших впечатлений об увиденном. Опишите

свои чувства.
Отметьте признаки, детали, особенности, которые присущи только этому пейзажу.
Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
Составь план сочинения.


Описание пейзажа. Памятка.Начните свое сочинение с ваших впечатлений об увиденном. Опишите свои чувства. Отметьте признаки, детали, особенности, которые

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть