Слайд 1Учимся писать сочинение
Автор презентации- Зангирова Оксана Винеровна
учитель русского языка и
литературы БМКОУ ООШ №18
Слайд 2 Что такое сочинение???
СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих
мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ:
-Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
-Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.
-Слова должны быть употреблены в правильном значении.
-Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.
Слайд 3 Заголовок сочинения
Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание
всего сочинения в целом, но кратко.
Слайд 4 Части сочинения.
ВСТУПЛЕНИЕ
Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий.
Подведи
его к теме ПОСТЕПЕННО.
Начать вступление можно по-разному:
*С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?)
*С определения (Дружба – это…)
*С обычного утверждения (Я хочу вам рассказать о…)
Слайд 5 Основная часть сочинения
От вступления должен быть плавный переход к
основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль.
Все абзацы нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания:
«НЕ ТОЛЬКО, НО И»
«ПОЭТОМУ»
« ПОТОМУЧТО»
« ТАК КАК»
«ЭТИМ ОН МНЕ И»
«МОЖЕТ БЫТЬ»
Слайд 7 СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или
животного. Оно отвечает на вопрос «КАКОЙ?»
Поэтому для текста – описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем – либо. Используй слова «КАК БУДТО», «КАК», «СЛОВНО», «ПОХОЖ НА».
В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытывал те же чувства, что и ты.
ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА:
Размер, форма, цвет, вкус, запах
Материал, из которого изготовлен
Возраст, черты характера
Внешний вид
Слайд 8 План сочинения-описания
1.Представление предмета (человека, животного).
2.Основные признаки .
3.Твоя оценка,
твоё отношение к предмету.
4.Твоё заключение (вывод).
Слайд 9 СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ
Это текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому
– либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?».
Почему это есть?
Почему это произошло, случилось?
Почему так?
Используй слова: «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО- ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК».
Слайд 10 ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
1.Вступление.
2.Тезис(ы) (то, о чём хочешь рассказать).
3.Аргументы (доказательство
тезиса): доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты.
4.Вывод(ы).
Слайд 11 СОЧИНЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ
Это сочинение отвечает на вопросы: «КТО? ЧТО ДЕЛАЛ?
ГДЕ? КОГДА? КАК?».
Главная особенность такого текста – СООБЩЕНИЕ о развивающихся действиях и об их завершении.
В повествовании много глаголов. Используй слова: «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».
Слайд 12 СЮЖЕТ-это последовательность развития действия, ход событий.
-ВСТУПЛЕНИЕ (место, время
действия)
-НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ (завязка)
-КУЛЬМИНАЦИЯ (самый напряженный момент)
-КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ (развязка)
Слайд 13 ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-ПОВЕСТВОВАНИЯ
Вступление.
Развитие действий – завязка (поступки героев и
причины этих поступков).
Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия.
Заключение (развязка).
Слайд 14 С чего начать работу над сочинением???
1.Продумай название. Чтобы
это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении.
2.Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?
3.Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание, повествование, рассуждение).
4.Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и заключение намного короче основной части).
Слайд 15 Как избежать ошибок в сочинении???
-Не перегружайте сочинение подробностями,
без которых вполне можно обойтись.
-Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.
-Следи за правильным употреблением слов.
-Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.
-Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.
-Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав соседнего предложения.
-Учись заменять слова синонимами.
-Не повторяй одну и ту же мысль разными словами.
-Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов.
-Старайся не употреблять слов – паразитов.
-Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).
-Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.
Слайд 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!
ВСЕМ УДАЧНЫХ СОЧИНЕНИЙ!!!!!