Презентация, доклад на тему Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения

Содержание

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Слайд 1Учебная мотивация
как необходимое условие эффективности обучения
младших школьников на уроках литературного

чтения
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучениямладших школьников на уроках литературного чтения

Слайд 2Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая

находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Мотивация – это внутренняя психологическая    характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в

Слайд 3


Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.


Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.

Слайд 4
Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению,

т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности:
Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности:

Слайд 5
Виды мотивации:
1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности

«Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.
• Положительная  в  двух  формах
1. Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)
2. Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.
2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности
• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)
• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)
 
            Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:
сосредоточение внимания на учебной ситуации
 осознание смысла предстоящей деятельности
 осознанный выбор мотива
 целеполагание
 стремление к цели (осуществление учебных действий)
 стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
 самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
 Зная тип  мотивации,  учитель  может  создавать условия  для  подкрепления  соответствующей  положительной  мотивации. Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл.

1.Понимание нужности, важности , целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

Виды мотивации: 1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности • «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное 

Слайд 62. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он

разнообразен.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К

Слайд 7Виды мотивации:
1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности
• «Отрицательная»  –

это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.
• Положительная  в  двух  формах
1. Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)
2. Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.
2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности
• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)
• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)
 
            Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:
сосредоточение внимания на учебной ситуации
 осознание смысла предстоящей деятельности
 осознанный выбор мотива
 целеполагание
 стремление к цели (осуществление учебных действий)
 стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
 самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
 Зная тип  мотивации,  учитель  может  создавать условия  для  подкрепления  соответствующей  положительной  мотивации. Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл.

Ребусы

Виды мотивации: 1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности • «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств 

Слайд 8Загадки

Загадки

Слайд 9Чистоговорки
Скороговорки

Чистоговорки Скороговорки

Слайд 10Иллюстрации
Сейчас когда в распоряжении учителей интерактивные доски, компьютер, интернет, времени затрачивается

гораздо меньше, а качество эстетика наглядности гораздо выше и разнообразней.
ИллюстрацииСейчас когда в распоряжении учителей интерактивные доски, компьютер, интернет, времени затрачивается гораздо меньше, а качество эстетика наглядности

Слайд 11Иллюстрации
Главной задачей начальной школы является не только выработка прочного навыка беглого,

осознанного, правильного и выразительного чтения, но и , безусловно, сюда же относится и задача научить ребёнка работать с текстом : деление текста на части, умение пересказывать текст, выделять главную мысль и т д.
ИллюстрацииГлавной задачей начальной школы является не только выработка прочного навыка беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения, но

Слайд 12Иллюстрации
С помощью иллюстрации мы учимся описывать персонажей произведения и т д.

ИллюстрацииС помощью иллюстрации мы учимся описывать персонажей произведения и т д.

Слайд 13Игровые ситуации

Игровые ситуации

Слайд 14
Виды мотивации:
1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности

«Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.
• Положительная  в  двух  формах
1. Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)
2. Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.
2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности
• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)
• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)
 
            Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:
сосредоточение внимания на учебной ситуации
 осознание смысла предстоящей деятельности
 осознанный выбор мотива
 целеполагание
 стремление к цели (осуществление учебных действий)
 стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
 самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
 Зная тип  мотивации,  учитель  может  создавать условия  для  подкрепления  соответствующей  положительной  мотивации. Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл.

3.Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

Виды мотивации: 1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности • «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное 

Слайд 15“Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни

он всегда будет только подражать…” Л.Н. Толстой


Актуальность проблемы:
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
В связи с этим необходима организация активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

“Если ученик в школе не научится ничего творить,  то в жизни он всегда будет только подражать…”

Слайд 164. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью тем

он интереснее для учащихся.



5. Ситуация успеха

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, с ситуациями из нашей повседневной жизни , тем он интереснее для учащихся.


Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, важно подчёркивать даже самый небольшой успех ребёнка, продвижение вперёд. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик в полной мере реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью тем он интереснее для учащихся. 5. Ситуация

Слайд 17Эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание репродуктивных, проблемно

– поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.
Эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание  	репродуктивных,  	проблемно – поисковых и

Слайд 18Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.

В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.  В данном случае действует принцип

Слайд 19ТВОРЧЕСТВО
ребёнок – не пассивный читатель, а СОАВТОР
задания для роста творческих

способностей: дополнить, изменить, предположить, придумать, нарисовать, изобразить
ТВОРЧЕСТВО ребёнок – не пассивный читатель, а СОАВТОР задания для роста творческих способностей: дополнить, изменить, предположить, придумать,

Слайд 20Сочинение:
Колыбельных
Загадок в стихах
Загадок на определенную тему
Считалок, чистоговорок
Сочинений-фантазий

Сочинение:КолыбельныхЗагадок в стихахЗагадок на определенную темуСчиталок, чистоговорокСочинений-фантазий

Слайд 21Примеры творческих заданий
пересказать стихи прозой,
придумать азбуку из названий животных, растений,

сказочных героев,
нарисовать птицу счастья,
придумать фамилию отрицательному герою,
изобразить несуществующее животное, дать ему имя (Волкобык, Динозверь, Котозавр),
придумать свои  вредные советы,
поразмышлять – о чем думает муха, сидящая на потолке,
Примеры творческих заданий пересказать стихи прозой,придумать азбуку из названий животных, растений, сказочных героев,нарисовать птицу счастья, придумать фамилию

Слайд 22Приём «Фантастическая добавка».

Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого

путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М.

Слайд 23Приём драматизации
Чтение текстов по ролям и с заданной интонацией, например: прочти

грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения и т.д.
Приём драматизацииЧтение текстов по ролям и с заданной интонацией, например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой,

Слайд 24Приём драматизации
Знакомство с пьесой как жанром литературы в 4 классе, постановкой

отрывков пьес


Инсценировка небольших рассказов и стихотворений

Приём драматизацииЗнакомство с пьесой как жанром литературы в 4 классе, постановкой отрывков пьесИнсценировка небольших рассказов и стихотворений

Слайд 25Результаты работы:
у учащихся развиваются творческие способности, что выражается в продуктивной творческой

деятельности;
проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать;
появляется самостоятельность и своя точка зрения;
атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя
Результаты работы:у учащихся развиваются творческие способности, что выражается в продуктивной творческой деятельности;проявляется умение общаться друг с другом

Слайд 26
Мотива
ция

портфолио
Создание разноуровневых групп учащихся
Словесные поощрения
Дифференци- рованный подход
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы


Предоставление обучающимся

права выбора содержания, методов и форм обучения


Использование
коллективных форм обучения


Использование проектного метода


Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих
методов обучения

МотивацияпортфолиоСоздание разноуровневых групп учащихсяСловесные поощренияДифференци- рованный подходСоздание благоприятной эмоциональной атмосферыПредоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм

Слайд 27Развитие учебной мотивации
— это процесс
длительный,

кропотливый и
целенаправленный.
Развитие учебной мотивации — это процесс     длительный,    кропотливый и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть