Слайд 1У любви есть слова, те слова не умрут…
Музы великих людей
Проект учащихся
8 классов ГБОУ Школа №1354
Руководитель проекта: Королева Ольга Олеговна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Гипотеза и цель проекта
За великими мужчинами всегда стоят великие женщины. Это
женщины, вдохновлявшие гениев - художников, поэтов, писателей. Иногда именно благодаря этим женщинам рождались великие произведения искусства.
Наша цель – узнать , кто эти женщины и как сложилась их судьба?
Слайд 3История искусства во многом обязана женщинам.
Они вдохновляли и оберегали своих
талантливых мужей. А на пересечении их судеб ответ на такой волнующий вопрос: "Каково быть музой?"
Слайд 4Франческо Петрарка и
Лаура де Нов
Слайд 5Муза Франческо Петрарки
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор
те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Ф. ПЕТРАРКА
Слайд 6Великий поэт европейского Средневековья, один из тех, кто стоял у начала
и закладывал основы эпохи Возрождения, несравненный Франческо Петрарка (1304–1374) своей славой во многом обязан прекрасной музе — Лауре де Нов (1301–1348). Эта женщина покорила сердце поэта и вдохновила его на создание неподражаемых сонетов, по сей день считающихся образцом жанра.
Слайд 7
Как свидетельствуют его собственные сочинения, 22-летний Петрарка впервые увидел Лауру
6 апреля (Великая пятница), 1327 года на пасхальной мессе. Говорят, что последний раз он видел Лауру в 1347 году. Но вплоть до 1356 г. Петрарка ежегодно будет отмечать годовщину знакомства написанием сонета.
Слайд 8После смерти Лауры он воспевал её ещё 10 лет!!! А накануне
своей смерти Петрарка писал:
«Уже ни о чем не помышляю я, кроме неё».
Сборник посвящённых ей сонетов и канцон разбит издателями на 2 части:
«На жизнь мадонны Лауры», 263 сонета;
«На смерть мадонны Лауры», 103 сонета.
Слайд 10В своих очах Любовь она хранит;
Блаженно все, на что она взирает;
Идет
она - к ней всякий поспешает;
Приветит ли - в нем сердце задрожит.
Данте Алигьери
Любовь с первого взгляда
Слайд 11Романтичная натура Данте начала проявляться с самого юного возраста.
Встреча, навсегда определившая
характер его поэзии, произошла на пороге церкви, и на какое-то мгновение они обменялись взглядами. Этого времени хватило маленькому Данте, чтобы всем сердцем полюбить незнакомку.
Любовь с первого взгляда
Слайд 12Шли годы в душе Данте ничего не изменилось: его сердце по-прежнему
принадлежало Беатриче. Однако, возлюбленная поэта неожиданно умерла в 22-х летнем возрасте. Алигьере был потрясён. Он решил поведать миру свою историю любви, отразив её в небольшой повести «Новая жизнь».
«Разве ты не знаешь: твоя достойная удивления дама покинула этот век»
Слайд 13Спустя семнадцать лет после смерти Беатриче, навсегда обессмертил имя своей возлюбленной
в «Божественной комедии».
Именно ей, живущей в Раю, будет суждено встретить литературного прототипа поэта, показать ему разные сферы мира и в итоге проводить до высокой, божественной части.
Она навсегда осталась самой главной женщиной в жизни Данте.
Любовь сквозь века
Слайд 15Карл Брюллов
Карл Павлович Брюллов (12(23) декабря 1799, Санкт-Петербург — 11(23) июня
1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.
«Это оригинал, для которого
не существует доводов
рассудка».
Княгиня Долгорукая
Слайд 16Графиня Юлия Самойлова
Юлия Павловна Самойлова (1803 — 14 марта 1875, Париж)
— графиня, дочь генерала Палена и Марии Скавронской, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым.
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…»
А.С. Пушкин
Слайд 17История любви
Женщина-муза, женщина-любовь, женщина-друг, и женщина, которая окончательно разбила сердце художника.
Разбила так, что он умер. И это всё о ней – о графине Юлии Павловне Самойловой.
Об отношениях с Брюлловым, Юлия Самойлова говорила так: «Между мною и великим Карлом ничего не делалось по вашим правилам... Правила могли существовать для всех, но только не для меня и не для Карла».
Слайд 18«Последний день Помпеи»
«И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.»
Е.
А. Баратынский
Слайд 19Вывод
«У любви есть слова, те слова не умрут…» и не важно,
сказаны ли они вслух, показаны действиями или высказаны на полотнах картин. История любви Карла Брюллова и Юлии Самойловой не похожа на заурядные – свободные отношения, неудачные браки у каждого, долгие расставания на далёкие расстояния, но чувства друг к другу никогда не оставляли их. Это и есть любовь творческих и необычных людей – странная и непонятная остальным.
Слайд 20Любовь в жизни и лирике Ф. И. Тютчева
Слайд 21Любимые женщины поэта
Амалия Крюденер
Я встретил вас – и все былое
В
отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое --
И сердцу стало так тепло…
26 июля 1870
В 1822году Фёдор Тютчев встретился с Амалией и полюбил её с первого взгляда. Эта любовь продлится всю жизнь.
Слайд 22Элеонора Петерсон (Тютчева)
Так мило-благодатна,
Воздушна и светла
Душе моей стократно
Любовь твоя была
1857г.
Первая жена
поэта. Их брак был счастливым: Элеонора влюбилась в Тютчева мгновенно и любила самозабвенно, окружив трогательной заботой. Нежная и хрупкая, словно прекрасное виденье, она оказалась надежной опорой для своего супруга.
Слайд 23Эрнестина Дёрнберг
Вторая жена поэта.
Овдовев, поэт женился
в 1839 г. на Эрнестине
Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель.
Эрнестина была богата, красива, умна — и великодушна. с ней поэта роднила духовная близость, и он не смог устоять.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Слайд 24Елена Денисьева
Последняя любовь поэта
О, как убийственно мы любим,
И в буйной слепоте
страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
1851г.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
1854 г
Слайд 25Благодаря общению с этими
женщинами Тютчев создал
изумительные стихи. Какую роль в судьбе
и творчестве Тютчева сыграла каждая из них?
Разную, но с полным
правом о каждой из них можно сказать:
“Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
Слайд 27Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) —французский скульптор, импрессионист, признанный одним из
создателей современной скульптуры.
Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в.
Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела.
Огюст Роден
Слайд 28Знаменитое произведение искусства
Самая знаменитая скульптура Огюста Родена – «Мыслитель». Первоначально он
задумывался как портрет автора «Божественной комедии» Данте, которая вдохновила Родена на создание портала «Врата ада».
По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт»
Слайд 29Недаром говорят, что до любви до ненависти один-единственный шаг. Такова была
история Камиллы Клодель, музы великого французского скульптора Огюста Родена.
Он сохранил светлую память о ней до конца жизни, она же проклинала бывшего возлюбленного, обвиняя его в своей неудавшейся жизни и карьере. Впрочем, талантливые люди редко бывают счастливы…
Слайд 30Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том
числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, главной темой которых была любовь.
Камилла была не только натурщицей, но и помощником, и самостоятельным автором.
Слайд 31 Владимир Владимирович Маяковский
Слайд 32Музы Маяковского
Лиля Брик
Татьяна Яковлева
Вероника Полонская
Слайд 33 Лиля Брик
Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с
огромными глазами, она казалась совсем подростком.
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Слайд 34Лиля Брик спустя полвека напишет в своих мемуарах: «Володя не просто
влюбился в меня, он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года у меня не было спокойной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть.
Любовь его была безмерна. Когда мы познакомились, он бросился бешено за мной ухаживать, вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: «Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют...»».
Слайд 35Татьяна Яковлева
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй, и
это оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно тебя когда-нибудь возьму –
одну
или вдвоем с Парижем.
Слайд 36Великая встреча, обессмертившая её имя, тоже случилась в доме русских. Эльза
Триоле, родная сестра Лили Брик, занимавшей пост музы Маяковского, познакомила Татьяну с поэтом, который как раз находился в Париже.
История их любви закончилась трагично. Маяковский уехал в Россию и больше Татьяну так и не увидел.
Слайд 37Вероника Полонская
С тобой мы в расчете и не к чему
перечень
взаимных болей бед и обид
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаешь и говоришь
векам истории и мирозданию.
Вероника Полонская – актриса, ставшая последней любовью поэта. Именно она находилась с ним в последние минуты его жизни.
Слайд 38История любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой
Слайд 39Начало истории
Пабло Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в Риме
весной 1917 года.
Пикассо к этому времени был знаменитым на всю Европу художником, а Ольга звезд с неба не хватала, выступала в кордебалете.
Живописцу именно определенная ординарность, обыденность Ольги казались "экзотикой".
Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской.
В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское.
Слайд 40Пикассо встречался с Ольгой каждый день. Вместе они совершали длинные прогулки
по "вечному городу" и его музеям. Но балерина не спешила ответить на бурные чувства художника. Ей нравился Пикассо. Несмотря на то, что Ольга не очень интересовалась искусством, слава Пикассо производила на нее впечатление.
Слайд 41Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для
пригласительного билета на его выставку.
Многие из рисунков тех лет отличаются своим классицизмом и безупречным совершенством.
Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.
Слайд 42Но художник стремился оставаться полностью свободным человеком и был готов во
имя этого пожертвовать всем остальным.
Они расстались, но брак Пикассо с Хохловой оставался в силе до самой смерти женщины в 1955 году.
Слайд 43Елена Булгакова и Михаил Булгаков
Слайд 44Михаил Булгаков
Михаил Булгаков был трижды женат.
Его первая жена – Татьяна
Лаппа.
Вторая – Любовь Белозерская.
Третья – Елена Булгакова, в предыдущем браке Шиловская.
Слайд 45Знакомство с Маргаритой
«Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!
Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.»
(М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Слайд 46Любовь навсегда
"Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла,
что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь…»
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих»
Слайд 47Семейная жизнь
Они прожили вместе 8 лет. Елена Сергеевна посвятила себя мужу,
его творчеству. Она была его литературным секретарём, писала под диктовку и перепечатывала на машинке его рукописи, а затем редактировала их, составляла договоры, отвечала на письма.
Слайд 488 лет вместе…
«Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что
стали совершенно неразлучны»
(Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Слайд 49Странная просьба
«Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на
руках...» – «Конечно, конечно!» – не зная причины, смеясь, ответила она. – «Я говорю очень серьезно, поклянись», – настаивал муж. И Елена Сергеевна поклялась.
Слайд 5030 лет одиночества…
Вдова писателя пережила его на долгих 30 лет, и
все эти годы хранила память о нём, создала архив булгаковских произведений. Она виделась с мужем в своих снах, а утром их записывала. Добивалась издания его трудов всеми возможными и невозможными путями.
Слайд 51«Мастер и Маргарита»
Судьба романа
«Это гениально!.. Я не понимаю, как
вы могли скрывать это от меня?!».
(К. Симонов)
Слайд 52«Со святыми упокой…»
Елена Булгакова умерла в семидесятом году и лежит рядом
с мужем, а над ней цветут ее любимые красные цветы...
Слайд 54Рерихи
Их имена золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры.
Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич.
Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает.
Их мысли, дела, устремления намного опередили сознание современных людей. С течением времени человечество все в большей степени начинает осознавать значение беспримерного творческого Подвига этой семьи.
Слайд 55Николай Константинович Рерих
Н. К. Рерих – крупнейший художник, мыслитель, археолог, путешественник,
общественный деятель.
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических
Слайд 56Елена Ивановна Рерих
Е. И. Рерих – духовный лидер, подвижник, философ.
С самого
первого года замужества Елена Ивановна сопровождала мужа в его археологических экспедициях
В 1903-1904г.г. супруги совершают путешествие по русским городам
С 1907 по 1909г.г. Рерихи все более погружаются в изучение Индии, Тибета.
Слайд 57Пакт Рериха
Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников
— первый в истории международный договор о защите культурного наследия
«Знамя мира» — отличительный флаг Пакта Рериха для обозначения памятников и учреждений.
Слайд 58Николай Константинович многие свои труды посвящал своей жене.
«Во всех путешествиях,
во всех начинаниях Елена Ивановна всегда играла главную, первенствующую роль, и можно сказать, что он как бы олицетворил ее в своей картине «Ведущая», где женщина ведет мужчину через отроги скал на вершину горы» (С.Н.Рерих)
Слайд 59Пройдя вместе многолетний жизненный путь с Еленой Ивановной, будучи в путешествии
по далеким Гималаям, 10 ноября 1941 года Рерих занес в дневник: “Сорок лет – не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности “.
Слайд 60У любви есть слова, те слова не умрут…
Музы великих людей
Проект учащихся
8 классов
Слайд 61Заключение
Сегодня творцов и художников слишком много, чтобы говорить о ком-то одном
и тем более о женщине, стоящей за ним.
С одной стороны, свобода самовыражения — это прекрасно. С другой — задаваться вопросом, кто же служит вдохновением Джастину Биберу или даже Стивену Спилбергу, как-то глупо.
Муза — «профессия» почти утраченная. Но память о самых ярких ее «труженицах» останется в веках.
Но если бы у нас была возможность спросить у этих женщин – трудно ли быть музой, мы наверняка услышали бы отрицательный ответ.
Ведь когда любишь, ничего невозможного нет!
Слайд 62СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Проектная работа
учащихся 8 классов