Слайд 1Тема противостояния человека и тоталитарной системы в русской литературе 20 века.
Творчество А.И.Солженицына.
Анализ повести «Один день Ивана Денисовича.»
Слайд 2 Тема противостояния человека и тоталитарной системы
в русской литературе 20 века.
Творчество А.И.Солженицына.
Анализ повести «Один день Ивана Денисовича.»
Слайд 3Эпиграф: «Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени.»
В.П.Астафьев.
«Солженицын –пророк в своём Отечестве…»
М.М.Голубков.
Слайд 4Цели:
1.Вспомнить произведения писателей «возвращённой» литературы;
2.Показать взаимосвязь человека и тоталитарной системы для
развития профессиональных навыков будущих юристов;
3.Выявить возможные способы противостояния режиму в условиях сталинских репрессий;
4.воспитывать лучшие человеческие качества, способные сформировать грамотного думающего специалиста;
5.Уметь анализировать художественное произведение.
Слайд 5Как вы понимаете слова писателя 19 века?
«Люди позднейшего времени скажут мне,
что всё это было и быльём поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю я и сам, что фабула этой были ,действительно, поросла быльём; но почему же, однако, она до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ль, что кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто такое, что далеко не поросло быльём, а продолжает доднесь тяготеть над жизнью?»
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Слайд 6Словарная работа:
Фабула-
[
предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий.
Слайд 7-как вы ,как будущие юристы, понимаете
значение слова «тоталитарный»?
Сверимся со
словарём . «Словарь
современных иностранных слов».
Запишите значение этого слова в тетрадь.
Слайд 8тоталитарный [фр. totahtaire] - т. режим - политический строй, при котором
государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-л. одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность возникновения политической оппозиции, полностью подчиняющей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения; то же, что фашистский режим (см. фашизм); т-ое государство - форма государства характеризующаяся полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав.
Слайд 9Правители тоталитарного режима:
1.Гитлер.
2.Муссолини.
3.Сталин.
4.Пиночет.
5.Пол Пот.
6.Фидель Кастро.
7.Хо Ше Мин.
Слайд 10Наша Россия тоже не смогла обойтись без кровавых и страшных правителей.
Давайте вспомним некоторые факты правления И.В.Сталина.
Оформляем материал в форме кластера.
Словарная работа:
-Кластер- графическое оформление учебного материала.
Слайд 11А что является отражением всего, что происходит в нашей жизни?
Где
мы можем найти отголоски страшного сталинского времени?
Что такое «возвращённая литература?»
Вспомним некоторые произведения и их авторов:
Е.Гинзбург «Крутой маршрут»
А.Ахматова «Реквием»
В.Быков «Облава»
О .Мандельштам. Лирика.
В.Шаламов «Колымские рассказы.»
Слайд 12Многие из литераторов того времени на собственном опыте знали, что такое
статья 58.
Вам, будущим юристам, думаю, будет интересно познакомиться с УК РСФСР, принятым 25.02.1927 года.
Послушайте сухие строки УК, за которыми искалеченные судьбы миллионов наших сограждан.
Слайд 14ГУЛАГ… Что это?
Пять букв, а для кого-то потерянные семьи, утраченный дом,
вычеркнутые из жизни десятки лет.
Это наша история, это нужно нам, современным людям, это то, что мы не имеем морального права забывать!
Посмотрите, что такое ГУЛАГ, это связано с темой нашего сегодняшнего разговора.
Слайд 16Где найти силы, выстоять, не сломаться?
Сложный вопрос, каждый на него отвечал
по-своему.
Ответ на этот вопрос мы можем найти у А.И.Солженицына, он сам прошёл все круги ада, выстоял, остался ЧЕЛОВЕКОМ.
Прочитайте отрывок из письма А.И. «Жить не по лжи.»
К кому обращается прежде всего автор?
Можно ли считать слова Солженицына его писательским кредо?
Слайд 17Словарная работа:
Кредо-
[< лат. credo верю, верую] - 1) в католической церкви
- исповедание, символ веры; 2) убеждения, взгляды, основы мировоззрения.
Слайд 18Послушайте стихотворение «Вышла книга.»
Вышла книга в свет.
В свет.
В эпоху.
К современникам на
суд.
Пусть по голосу,
По вздоху,
Не в родню к чертополоху-
В добрый список занесут.
Слайд 19Можно ли и повесть «Один день Ивана Денисовича» считать книгой ,
в которой «…живёт душа поэта, обнажённая душа?»
Давайте и мы прикоснёмся к этому откровению, к этой книге, прикоснёмся с трепетом, ведь за страницами этого произведения судьба не только самого А.И.Солженицына, но и судьбы миллионов людей, прошедших лагеря, переживших сталинские репрессии.
Слайд 20«Просто был такой лагерный день…»
Слайд 21История создания произведения:
У всего есть своя история, судьба, есть она и
у художественных произведений.
Прослушайте сообщение о возникновении повести «Один день Ивана Денисовича»
Слайд 22Анализ произведения « Один день Ивана Денисовича».
Как вы думаете, какой главный
вопрос ставит в повести автор?
Скажите , о чём это произведение?
Кто из героев «живёт не по лжи?»
Давайте совместными усилиями составим схему-конспект , в которой отобразим героев произведения.
Слайд 23Герои повести:
1. «Живущие не по лжи» - Кильдигс, Цезарь, Шухов, Кузёмин,
Алёшка, Буйновский,Клевшин,Тюрин, Гопчик.
2. «дерьмо» - Дэр, Татарин,Фетюков, Волковой.
По какому принципу автор делит своих героев?
Найдите подтверждение вашему мнению в тексте.
Слайд 24Работа по тексту:
Как вы понимаете смысл названия произведения?
Отразилось ли название на
сюжете? Докажите это на примере текста.
Слайд 25Образ главного героя:
Восстановите по отдельным деталям прошлое Шухова.
Чем он дорог писателю?
Какие
уроки жизни получает Иван Денисович в лагерной жизни?
Что главное для Шухова, находящегося на зоне?
Слайд 26Анализ ключевых эпизодов повести:
Лагерь уничтожает в человеке внутренний мир. Как же
человек существует в таких нечеловеческих условиях?( эпизод работы на ТЭЦ.)
Как люди противостояли тоталитарному режиму?( сцена вечерней поверки, эпизод в столовой)
Солженицын показал в своём произведении один счастливый день зека. Что, как вы думаете, имел в виду автор под словом «счастливый»? ( заключительный эпизод повести)
Слайд 27Групповая работа:
1 группа : чем вы объясните выбор Шухова на роль
главного героя?
2 группа: прокомментируйте сцены столкновения: Буйновский - Волковой, бригадир Тюрин- десятник Дэр?
3 группа: раскройте нравственный подтекст ситуации: Шухов-Цезарь?
4 группа: какую роль в повести играют биографии героев?
Слайд 28Творческое задание
После всего услышанного и сказанного , составьте, пожалуйста, синквейн:
попытайтесь
в пяти строчках выразить идейный смысл повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Слайд 29Итоги урока
Так кому же посвятил своё произведение А.И.Солженицын?
Слайд 30Послушайте отрывок из речи Нобелевского лауреата и сравните свой ответ с
оригиналом.
Слайд 31Домашнее задание:
Выскажите(письменно) свою точку зрения на слова А.Солженицына: « А едва
развеяна будет ложь- отвратительно откроется нагота насилия- и насилие дряхлое падёт.»
Слайд 33 Заключительное слово преподавателя:
Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою.
Кто и
во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями.
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
(Т.Руслов)