Слайд 6Общий план анализа текста.
Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчёркивания, выделения
как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному / научно-популярному.)
Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение).
К какому жанру относится текст? (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.)
Какое настроение преобладает в тексте?
Определите тему текста.
Если текст не имеет заглавия, озаглавь его.
Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические, синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях.)
Как соотносятся начало и конец теста?
На каких приёмах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и т.д.)
Отметьте основные образы текста.
Пронаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые и непонятные слова, определите их значение, обратите на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?
Пронаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами. Лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
Найдите многозначные слова и слова, употребляемые в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
Выделите фразеологизмы. С какой целью их использовал автор?
Обратите внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи.
Пронаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (аллитерация, ассонанс).
Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие существительных и прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц)?
Пронаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста (употребление предложений определённой структуры – коротких, лаконичных, пространных, простых или сложных, назывных, безличных, обобщенно-личных, - употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточий, перечислений, прямой речи, диалога и т. д.).
Сформулируйте идею текста.
Каково ваше впечатление от текста?
Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другими. Данными учителем для сравнения.
Слайд 13Предполагаемый результат работы:
Учащиеся должны свободно анализировать текст прозаический и стихотворный.
Создавать тексты
в любом жанре, любого стиля и типа речи.
Уметь формулировать проблему, поставленную автором текста, писать аннотацию.
Уметь в свободной форме излагать свои мысли, выступать перед аудиторией.
Увеличение роста учащихся в исследовательской работе.
Повышения качества знаний учащихся по предмету.
Увеличение количества и повышение качества участников школьных и районных олимпиад по предмету, конкурсных мероприятий.
Успешная сдача ЕГЭ.