Слайд 1Турнир знатоков
русского языка для 5-6 классов
Выполнила:
учитель
русского языка
и литературы
Махонина А.Н.
Слайд 2
Лексика и фразеология 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11
Словообразование 12 13 14 15 16 17 18 19
Фонетика 20 21 22 23 24 25
Морфология 26 27 28 29 30 31
Орфография 32 33 34 35 36
Синтаксис и пунктуация 37 38 39 40
Слайд 3
Заменить одним словом следующие фразеологизмы
Мозолить глаза.
Точить лясы.
Клевать носом.
Бить баклуши.
Слайд 4
Вспомните фразеологизмы
Делить шкуру неубитого...;
Купить... в мешке;
... в мешке не утаишь;
Беречь
как... ока.
Согнуть в... рог;
Толочь... в ступе;
Не в бровь, а в...;
Выйти... из воды;
Надуться как... на крупу.
Слайд 5Соотнесите слова с синонимами
Неразговорчивый
Непрестанный
Невнимательный
Ненормальный
Неистовый
Неплодородный
Неудачный
Несложный
Несерьёзный
Неправильный
Бесплодный
Безуспешный
Беспрерывный
Буйный
Ошибочный
Рассеянный
Молчаливый
Простой
Легкомысленный
Безумный
Слайд 6Найдите ошибку
(иногда одна буква меняет
смысл всего предложения)
-Первый блин колом
-Своя ноша не тонет
-Не в деньках счастье
-Комар косу не подточит
-Нет козы без шипов
Слайд 7К какой группе лексики относятся данные слова
Кафтан, треуголка, веретено, лапти
Клёво,
круто, тусовка, комп
Гуашь, гамма, зубило, проявитель
Слайд 8Пословицы «шутят»
Найти ошибку в каждой пословице
Два сапога — тара.
Ус хорошо,
а два — лучше.
Один в золе не воин.
Трус своей лени боится.
Нашла коза на камень.
Не зная броду, не суйся в моду.
Слайд 9Найдите в сочинении
фразеологизмы
Жили два брата, по профессии они были строители.
Один брат был очень талантливым, трудился в поте лица, мог горы свернуть. Словом, был мастером на все руки. А второй брат возьмется за дело, старается не ударить в грязь лицом, но не тут – то было. Не получается у него так хорошо, как у старшего. Он очень старается, из кожи вон лезет, в результате – мартышкин труд. Махнет он рукой и пойдет восвояси. А первый брат берется за дело с чувством, с толком, с расстановкой. Не успеет глазом моргнуть – как дело в шляпе. А младшего успокаивает : «Не сразу Москва строилась, терпенье и труд все перетрут».
Слайд 10Анаграммы
(переставь буквы для другого слова)
арфа
шнурок
потеха право
капли марш
клапан автор
Слайд 11Буква «потерялась»
Восстановите пословицу
Ш…ла в м…шк…
не …т…ишь.
Слайд 12Добавь букву - получи новое слово
дуло
банк
бак сон
бор пол
сачок база
клад пот
Слайд 13Какие слова произошли
от одного корня
Спешка
Пешка
Спешиться
Пешком
Пехотинец
Слайд 14Найдите слова с суффиксом –чик-
Калачик
Резчик
Кузнечик
Обидчик
Чубчик
Мячик
Пончик
Огурчик
Слайд 15Отгадай загадку.
Каким способом образовано слово
Зубов много, а ничего не ест.
Слайд 16Одинаково ли образованы прилагательные
Молчаливый
Болтливый
Ворчливый
Хвастливый
Слайд 17Каким способом
образованы наречия
Быстро
Творчески
Засветло
Наизнанку
Назавтра
Давным-давно
Мимоходом
Слайд 18Образуй от данных слов глаголы
Досада
Честь
Чувство
Старый
Мелкий
Слабый
Операция
Дешёвый
Слайд 19Отгадай загадку.
Каким способом образовано слово
Растёт в траве Алёнка
В красной
рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всем поклон отдаёт.
Слайд 20Отгадай загадку.
Каким способом образовано слово
Это что за огород?
Огород с секретом.
Во дворе
у нас мороз –
В огороде – лето.
Слайд 21Сколько букв и звуков в слове
Семья
Ель
Искусство
Льёт
Юла
Радостный
Терпение
Слайд 22В каком слове четыре звука
Пьёшь
Вёл
Моют
Ёлка
Слайд 23Расставь ударения в словах
Красивее
Щавель
Баловать
Начал
Грушевый
Прибыл
Премировать
Слайд 24Какими звуками
различаются слова
сгореть
согреть
Слайд 25В каких словах количество букв
не совпадает с количеством звуков
Отъезд
Июль Ящик
Почтальон Ёлка Гонщик Змея Бельё
Вкусный Грустный
Вальс Майонез
Слайд 26Прочитайте вслух загадку К.И.Чуковского. В каком слове допущена ошибка в произношении?
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей
Слайд 27Найдите «лишние» слова
Ледокол, заплыв, синеет, булочная
Ключом, быстрый, яркое, широкий
Решать, рисование, слушать,
петь
Слайд 28Назовите части речи
двойной
тройка
удвоить
второй
пятидневный
три
восьмёрка
трёхчасовой
удесятерить
пятилетка
Слайд 29Определить падеж у выделенных слов в пословицах.
От слова до дела целая
верста.
Не по сути дело, а по делу суть.
Ты за дело, а дело за тебя.
И умён, и крепок, и в деле гож.
Умён на словах, да глуп на делах.
Слайд 30Определите род у несклоняемых существительных
Пальто
Кольраби
Кенгуру
Мадам
Кино
Кофе
Какао
Слайд 31Найдите «лишние» слова
Врач…м, товарищ…м, полотенц…м, учениц…й
Меня, тебя, себя, он, мы
Некто, нечто,
кто-то, никто
Каме(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый,
стекля(н,нн)ый, обеде(н,нн)ый
Слайд 32Исправь ошибки в предложениях
В сколько слов ты допустил ошибки?
С которого ты
года рождения?
К троим братьям пришли ихние товарищи.
В восемнадцати километров от станции расположен музей известного писателя.
Слайд 33Найдите «лишние» слова
К…саться, к…снуться, прик…салась, к…сание
Г…реть, заг…р, заг…рел, выг…рел
Прил…гать, прил…жить, сл…жить,
предл…жение
Слайд 34Слово «заблудилось»
на конце
приставки - з
Бе…спорный
Бе…злобный
Бе…вкусный
Ра…лить
Ра…дать
на конце
приставки - с
Бе…смертный
Бе…шумный
Бе…ценный
Ра…бить
Ра…чёт
Слайд 35Найдите «лишние» слова
Соб…ру, бл…стеть, сд…рать
З…ря, к…сание, заг…реть
Изл…гать, изл…жить, р…сток
Слайд 36В каких словах допущены ошибки
Шов, петушок, чорный, жёрдочка,
капюшон, жолтый, врачём, плащом, большого, сестрицой, стужой, шёрстка, задачей, шорох
Слайд 37Найдите «лишние» слова
Пр…шить, пр…открыть, пр…вязанный, пр…забавный
Пр…спокойный, пр…школьный, пр…градить, пр…рвать
Слайд 38Найдите «лишнее» предложение
Знаки препинания не расставлены
Мал ёрш да колюч.
Без нитки
да иголки шубы не сошьёшь.
Красная ягодка да на вкус горька.
Мал золотник да дорог.
Слайд 39Поставить знаки завершения
Как хорошо искупаться летом в реке
Лето –
удивительный сказочник
Который час
Так хочется каникул
Слайд 40Найдите грамматические основы
Несколько мальчиков не принесли ничего.
Вы нам не подскажете?
Я выглядываю
в окно и не узнаю леса.
Слайд 41Расставить знаки препинания
Мне не верится ребята
Что щенком был этот пёс
Что домой его когда-то
Я за пазухой принёс