Слайд 1Цвет и звук в лирике А. А. Блока
Выпускная аттестационная работа
ФИЛ-2
Серебров А. Ю.
Слайд 2Объект и предмет исследования
Объектом ее исследования является поэзия А. Блока
Предметом исследования является звуковая
и цветовая гаммы в лирике Блока
Слайд 4Глава 1. Цветовая гамма и звукопись
Красный цвет выполняет самые различные функции,
к примеру, является смысловым стержнем аллегории. У более позднего Блока красный цвет почти всегда трагический, больной, тяжелый.
Белый, любимый цвет Александра Блока, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» почти всегда связан с образом Возлюбленной, с Прекрасной Дамой, а в последнем стихотворении цикла - символизирует смерть и безысходность.
Слайд 5Цикл стихов «На поле Куликовом» развертывается в звуковом движении прежде всего.
Это и скачущая кобылица, и летящая стрела, и потрескивание горящего костра, и струящаяся из ран кровь — в первом стихотворении цикла, а затем все более слышимый, нарастающий крик лебедей.
Слайд 7Глава 2. Система уроков в 11 классе по теме «Цветовая гамма
и звукопись в поэзии А. А. Блока»
Была проведена серия уроков в старших классах на восприятие цветов и улавливание звуков поэзии Блока учащимися.
Слайд 8Урок 1. Цвет
На первом уроке была рассмотрена цветовая гамма. У некоторых
учеников были распечатки со стихами, подготовленные учителем заранее, а у остальных были собственные книги с творчеством великого поэта.
Слайд 9Урок 2. Звук
На втором уроке был изучен звуковой колорит. Это требовало
от учащихся больше внимания и сосредоточения. Ведь под звуком имеется в виду не звуки в отдельности, а сочетание звуков, которое перерастает в музыку стиха Блока.
Слайд 10Урок 3. Задания для учащихся
Попытайтесь определить термин «музыкальность» характеризующий поэзию Блока.
Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»?
Каким приемом музыкальной организации стиха достигается музыкальность Блоковской лирики?
Какие гласные использует Блок в качестве музыкальных инструментов? Приведите примеры
Перед вами цвета, используемые Блоком в своих стихотворениях и их традиционная символика. Напишите значение каждого цвета в блоковской символике.
Слайд 11Ответы учащихся
1. Блок считал музыку организующей силой, внутренней сущностью мира. Его
стихи мелодичны, они отражают ритмы окружающей действительности, а также личные переживания поэта и его лирического героя. Музыкальность создается звуковыми повторами, ассонансами и аллитерациями. Блок узаконил такой размер в своем творчестве, что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов. Ярким примером стихотворной музыкальности является стихотворение «Девушка пела в церковном хоре». В лирике Блока ощущается установка поэта на музыкальность, на пробуждение эмоциональных ассоциаций.
Слайд 122. Такой прием называется Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании.
В поэзии используется для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.
Слайд 133. Ветер принес издалека Песни весенней намек — здесь гласные звуки
после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты.
Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок — звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой.
Слайд 15Итоги
Результаты такой проверочной работы показали, что у каждого учащегося есть собственная
точка зрения. Она и совпадала с другими, и отличалась. Но самое главное, что ребята учились мыслить образно. Безусловно, чтобы развить их образное мышление, нужно постоянно работать над этим. Ученики впервые поняли, что работа над самыми мельчайшими деталями цветовых эпитетов и звукописи, - подлинный путь к постижению поэтического мира, к пониманию художественной образности такого сложного поэта, как Александр Александрович Блок.