Презентация, доклад на тему Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части I и II. На материале рассказов А.И.Солженицына Крохотки. ( Часть первая)

Цели и задачи:познакомиться с мировоззрением писателя-классика;попытаться постичь стилистику автора;учиться вступать в диалог со старшим современником, знаменитым на весь мир;обобщить и систематизировать знания по морфологии и синтаксису, по орфографии и по словообразованию; подготовка к выполнению заданий I

Слайд 1Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.


Части I и II.
На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки».
( Часть первая)





ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА
БЕЛАЯ

п. БИОКОМБИНАТА,
2016г.

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Слайд 2Цели и задачи:
познакомиться с мировоззрением писателя-классика;
попытаться постичь стилистику автора;
учиться вступать в

диалог со старшим современником, знаменитым на весь мир;
обобщить и систематизировать знания по морфологии и синтаксису, по орфографии и по словообразованию; подготовка к выполнению заданий I и II частей;
развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;
воспитание уверенности в своих знаниях.
Цели и задачи:познакомиться с мировоззрением писателя-классика;попытаться постичь стилистику автора;учиться вступать в диалог со старшим современником, знаменитым на

Слайд 3

1.ДЫХАНИЕ
1) Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.
2)Я стою под яблоней отцветающей - и дышу.3) Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. 4) Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всей грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше.
5)Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. 6)Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.
7)Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. 8) Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радио, бубны громкоговорителей. 9) Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!

Слайд 4

Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте основную
проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.
4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
5.Из 7-9-го предложения выпишите все частицы.
6.Из предложения 7-9 выпишите слова, образованные способом сложения, и укажите, какое это сложение – с суффиксацией или без неё.
Задания к тексту.1.Определите и прокомментируйте основную

Слайд 57.Объясните значение слов: напаивают и сочают (3-е предложение).
8.Из предложений 2-4 выпишите

существительные, имеющие форму только единственного числа.
9.Из текста выпишите глаголы-исключения.
10.Из предложений 5-6 выпишите прилагательное в форме простой сравнительной степени.
11.Из предложений 4-6 выпишите наречия.
12.Из предложений 2-5 выпишите все определительные местоимения.
13.Из предложений 1-4 выпишите действительные причастия настоящего времени.
14. Из предложений 1-3 выпишите все предлоги.

7.Объясните значение слов: напаивают и сочают (3-е предложение).8.Из предложений 2-4 выпишите существительные, имеющие форму только единственного числа.9.Из

Слайд 615.Укажите вид связи в словосочетании: брызнет слегка
(1-ое предложение).
16.Среди предложений 5-9

найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер.
17.Среди предложений 1-4 найдите сложные, в состав которых входят безличные предложения, укажите его номер.
18.Найдите в тексте предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.
19. Укажите номер предложения с обособленными причастными оборотами.
20. Укажите количество грамматических основ в 5-м предложении.

15.Укажите вид связи в словосочетании: брызнет слегка (1-ое предложение).16.Среди предложений 5-9 найдите простое с составным глагольным сказуемым,

Слайд 7



2. Озеро Сегден.
1)Об озере этом не пишут и громко не говорят.2) И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка.3) Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём, - поворачивай!4) Эту чёрточку ставит земная власть.5)Эта чёрточка значит: ехать нельзя, идти нельзя, и ползти нельзя.
6)А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками и пистолетами.
7)Кружись по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, - не найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает.8)И только вслед глуховатому коровьему колокольчику пробьёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый.9)И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век. 10) Сегденское озеро – круглое, как циркулем вырезанное.


Слайд 811) Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб

тебя не заметили) - до другого только эхо размытое дойдёт. 12)Далеко. 13) Обомкнуто озеро прибрежным лесом. 14) Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. 15)Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. 16) Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то прозрачная белая – и белое дно. 17)Замкнутая вода.18)Замкнутый лес.19) Озеро в лес смотрит, небо – в озеро.20)И есть ли ещё что на земле – неведомо, поверх леса – не видно.21)А если что и есть – оно сюда не нужно, лишнее. 22)Вот тут бы и поселиться навсегда…23) Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли. 24)Нельзя. 25) Лютый князь, злодей косолапый, захватил озеро: вон дача его, купальни его.26) Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. 27) Сперва синий дымок над озером, а погодя - выстрел.28)Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область.29)А сюда, чтоб никто не мешал им, - закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. 30)Вот следы: кто-то костёр раскладывал, притушили в начале
и выгнали.31)Озеро пустынное.
32)Милое озеро. 33)Родина…
11) Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) -  до

Слайд 9

Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте основную проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.
4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
5.Из 23-27 выпишите одно слово, образованное приставочно-суффиксальным способом и одно – бессуффиксным.
6.Дайте толкование выделенным словосочетаниям.
7.Из предложения 7 выпишите словосочетание со связью согласование.
8.Из предложений 10-23 выпишите все возвратные глаголы.
9. Из предложений выпишите все глаголы в условном (сослагательном) наклонении.
10.Из предложений 28-30 выпишите все глаголы и
определите их спряжение.
Задания к

Слайд 10
11.Из предложения 8 выпишите прилагательные и определите,
к какой группе они

относятся: 1) качественные ,
2) относительные, 3)притяжательные.
12.Из предложений 1-5 выпишите слово категории состояния.
13.Из предложений 7-9 выпишите все частицы.
14. Из предложений 1-4 выпишите наречие.
15. Из предложений 6-9 выпишите определительное местоимение.
16. Из предложений 28-33 выпишите страдательное причастие.
17. Среди предложений 7-13 найдите предложения с составными именными сказуемыми. Укажите номера этих предложений.
18.Напишите номера предложений, в которых имеются сравнительные обороты.
19. Среди предложений 6-9 найдите сложное, в состав, которого входит безличное. Укажите номер этого предложения.
20. Среди предложений 21-25 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

11.Из предложения 8 выпишите прилагательные и определите, к какой группе они относятся: 1) качественные , 2) относительные,

Слайд 11


3. Утёнок.
1)Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой
траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: 2) «Где моя мама? 3) Где мои все?»
4)А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела ровно всех. 5)Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. 6)Все там, а этот затерялся. 7)А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
8)И в чём тут держится душа? 9)Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть- чуть его сжать – и нет. 10)А между тем – тёпленький. 11)И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист.12) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.13)И вот даже от братьев отличился характером.
14)А мы на Венеру скоро полетим.15)Мы теперь, если все дружно возьмёмся, за двадцать минут целый мир перепашем.
16)Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жёлтенького утёнка…


Слайд 12

Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.
4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
5.Из 13-15выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
6.Напишите номер предложения, в котором есть обращение.
7.Из предложения 1 выпишите все слова, в которых есть чередование согласных в корне слова.
8.Выпишите из предложений 14-16 слова, в которых есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Выделите их графически.
9) Из предложений 8-13 выпишите все прилагательные, образованные суффиксальным способом, и выделите в них суффиксы.
10)Из предложений 14-16 выпишите все глаголы и определите их спряжение.
11)Найдите в тексте глагол в повелительном наклонении и
выпишите его.
12)Определите разряд следующих прилагательных:
а) воробьиные (ножки)(предл.9), б) утиных (яиц) (предл.4).
Задания к тексту.1.Определите

Слайд 1313) Определите разряд числительного в словосочетании двадцать минут (предл.15).
14) Из

предложений 14-16 выпишите наречие.
15) Из предложений 1-7 выпишите все местоимения в начальной форме (без повторов).
16) Определите, к какой части речи относятся слова: а) перевёрнутую (предл.5); б) невесомый (предл.16).
17)Из предложений 14-16 выпишите все частицы.
18) Из предложений 14-16 выпишите словосочетания со связью примыкание.
19) Среди предложений 5-8 найдите простое односоставное неопределённо- личное предложение и напишите его номер.
20) . Напишите номера сложноподчинённых предложений с придаточным условия. Отметьте, в чём состоит в них особенность авторской пунктуации.

13) Определите разряд числительного в словосочетании двадцать минут (предл.15). 14) Из предложений 14-16 выпишите наречие.15) Из предложений

Слайд 14

4.Прах поэта. 1)Теперь деревня Льгова, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою :русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй облюбовывали – красоту.2)Ингварь Игоревич, чудом спасшийся от братных ножей, во спасенье своё поставил здесь монастырь Успенский.3)Через пойму и пойму в ясный день далеко отсюда видно, и за тридцать пять вёрст на такой же крути – колокольня высокая монастыря Иоанна Богослова. 4)Оба их пощадил суеверный Батый. 5)Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь.6)Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озирать на тихие просторы. 7)Но – нет куполов, и церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена дощаным забором с колючей проволокой, а над всей древностью – вышки, пугала гадкие, до того знакомые, до того знакомые…

Слайд 15
8)В воротах монастырских – вахта.9)Плакат: «За мир между народами!» - русский

рабочий держит на руках африканёнка.
10)Мы – будто ничего не понимаем.11)И меж бараков охраны выходной надзиратель в нижней сорочке объясняет нам:
12)-Монастырь тут был, в мире второй. 13)Первый в Риме, кажется.14)А в Москве – уже третий.15)Когда детская колония здесь была, так мальчишки, они же не разбираются, все стены изгадили, иконы побили.16)А потом колхоз купил обе церкви за сорок тысяч рублей – на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить. 17)Я тоже нанимался: пятьдесят копеек платили за целый кирпич, двадцать заполовину.18)Только плохо кирпичи разнимались, всё комками с цементом.19)Под церковью склеп открылся, архирей лежал, сам – череп, а мантия цела.20)Вдвоём мы ту мантию рвали, порвать не смогли…

8)В воротах монастырских – вахта.9)Плакат: «За мир между народами!» - русский рабочий держит на руках африканёнка.

Слайд 1621)-А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта.
22)Где она?

23)-К Полонскому нельзя. 24)Он – в зоне. 25)Нельзя к нему. 26)Да че там смотреть? – памятник ободранный? 27)Хотя постой, - надзиратель поворачивается к жене.
-28)Полонского-то вроде выкопали?
29)-Ну. 30)В Рязань увезли, - кивает жена с крылечка, щёлкая семечки. 31)Надзирателю самому смешно:
-Освободился, значит…
21)-А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта.22)Где она? 23)-К Полонскому нельзя. 24)Он – в

Слайд 17



Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.
4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
5.Из предложений 4-7 выпишите все возвратные глаголы.
6. Из предложений 12-18 выпишите разноспрягаемый глагол.
7.Из предложения 21-31 выпишите глагол- исключение.
8. Из предложения 1-3 выпишите все относительные прилагательные.
9) Определите, к какой части речи относится слово
вдвоём.
10)Из предложений 1-3 выпишите все наречия.
11) Из предложений 4-6 выпишите все местоимения
и определите их разряд.



Слайд 18

12)Из предложений 7-9 выпишите страдательное причастие.
13) Из предложений 12-20 выпишите все

частицы.
14) Из предложений 20 выпишите словосочетание со связью примыкание.
14) Из предложений 20 выпишите словосочетание со связью примыкание.
15) Дайте толкование (можно с помощью словаря) слов братный (2), круть(3), суеверный(4),дощаный (7),склеп (19), мантия (20), зона (24). Найдите среди них слово в авторском употреблении.
16) В предложении 7 укажите количество грамматических основ.
17) Среди предложений 12-20 найдите сложное, в состав которого входит неопределённо- личное предложение, и напишите его номер.
18) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
19) Среди предложений 12-31 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.
20) Среди предложений 17-28 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите номер этого предложения.
12)Из предложений 7-9 выпишите страдательное причастие.13) Из предложений 12-20 выпишите все частицы.14) Из предложений 20 выпишите словосочетание

Слайд 19Источники
1.А.И.Солженицын. Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика.
(Серия «Зеркало – ХХ век»)

– Екатеринбург: изд-во «У – Фактория», 1999.
2.Е.Н.Зиновьева. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: Части В и С. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки»/Е.Н.Зиновьева. – М.: Чистые пруды, 2010.
Источники1.А.И.Солженицын. Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика.(Серия «Зеркало – ХХ век») – Екатеринбург: изд-во «У – Фактория»,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть