Презентация, доклад на тему Тема урокаГрамматические признаки деепричастия

Содержание

Деепричастие

Слайд 1Деепричастие

Деепричастие

Слайд 2Деепричастие

Деепричастие

Слайд 3Категориальное значение деепричастия

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие

при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?: Свернув (что сделав?), повозка покатилась к пристани.
Категориальное значение деепричастияДеепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и

Слайд 4Грамматические признаки деепричастия


Сравните деепричастие с глаголом и наречием.
Недавно прошедшие дожди затопили

долину, образовав на нашем пути большую лужу (В. Гаршин).
Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда лучи солнца обогреют их немного.
Грамматические признаки деепричастияСравните деепричастие с глаголом и наречием.Недавно прошедшие дожди затопили долину, образовав на нашем пути большую

Слайд 5Грамматические признаки деепричастия
вид
возвратность
переходность
Неизменяемость

Грамматические признаки деепричастиявидвозвратность переходностьНеизменяемость

Слайд 6Синтаксическая роль деепричастия
Списать и подчеркнуть члены предложения.
И вот первый луч,

скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей…
Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали и продолжили свой путь.
Синтаксическая роль деепричастияСписать и подчеркнуть члены предложения. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких

Слайд 7Образование деепричастий
Несовершенный вид (что делая?)
от основы глагола несовершенного вида настоящего

времени
стуч–ит + -а- - стуч-а
дума-ет + -я- - дума-я

Образование деепричастийНесовершенный вид (что делая?) от основы глагола несовершенного вида настоящего временистуч–ит + -а-

Слайд 8Образование деепричастий
Совершенный вид (что сделав?)
От основы глагола сов. вида прош.времени
возвратный глагол

+ -вши- убеди-л-ся + -вши- убеди-вши-сь
невозвратный глагол + -в- подня-л + -в- подня-в
невозвратный глагол
с основой на согласную + -вш-
запер + -ши- запер-ши
Образование деепричастийСовершенный вид (что сделав?)От основы глагола сов. вида прош.временивозвратный глагол    + -вши-

Слайд 9 Употребление деепричастий
Деепричастия обозначают добавочное действие к основному глаголу, поэтому действующий

предмет у них один.
Мальчик удил рыбу, стоя босиком на коряге.
В данном случае исполнитель (мальчик) совершал оба действия.
Переходя через проезжую часть, соблюдаем правила дорожного движения.
Употребление деепричастийДеепричастия обозначают добавочное действие к основному глаголу, поэтому действующий предмет у них один.Мальчик удил рыбу,

Слайд 10Можно ли сказать?
Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (А.Чехов)
Читая

строки романа, создается впечатление…
Подходя к этой комнате, за дверью раздались странные звуки.
Выйдя на улицу, мне стало холодно
Можно ли сказать?Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (А.Чехов)Читая строки романа, создается впечатление…Подходя к этой

Слайд 11Синтаксический разбор предложения
Списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть члены предложения.
Мерцалов свернул в

калитку и пройдя длинную аллею лип занесенных снегом опустился на низкую садовую скамейку. (А.Куприн)
Синтаксический разбор предложенияСписать, расставить знаки препинания, подчеркнуть члены предложения.Мерцалов свернул в калитку и пройдя длинную аллею лип

Слайд 12Практическая работа
Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в

употреблении деепричастных оборотов. Объясните, почему так нельзя сказать.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.
3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

Практическая работаВыберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, почему так

Слайд 135. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.
6. Имея хороший аттестат, хорошую

физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.
7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.
8. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.
9. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.6. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в

Слайд 14Отредактируйте данные предложения.

1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль,

но в то же время и надежда.
2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.
3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
4. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.
5. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.
6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.
Отредактируйте данные предложения. 1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть